Последний отблеск Серебряного Века
Сейчас на Украине возникла и сформировалась плеяда исключительно бездарных и воинственно настроенных по отношению к классическому искусству «литераторов». Андрухович, Забужко, Матиос, Бажан и прочие «продвинутые» бумагомаратели льют неиссякаемыми потоками на головы своих читателей литературные помои, состоящие из пошлости, серости, лжи, хамства и галицкого фашизма. В современной украинской литературе господствуют воинствующие хамы, обладающие псевдо-художественным вкусом и интеллектом на уровне деревенского жлобья и городского пролетариата. Они оболванивают народ, прививая ему извращенные представления об искусстве. Однако, не все украинские писатели занимаются моральным и эстетическим уродованием «маленького» украинца. Есть на Украине и талантливые авторы, которые по масштабу своего дарования вполне могли бы сравниться с поэтами русского серебряного века. Одним из таких художников слова является известный русский поэт Украины Павел Иванов-Остославский.
Данный автор - это тончайший лирик, показавший в своих стихах благородство человеческих отношений и поднявший в поэзии женщину на высоту не знаемую современной украинской литературой.
Ты для меня теперь явилась
Любимой, Музой и Сестрой-
О, сколько душ соединилось
В твоем лице, в тебе одной!
Веленью Божьему подвластна,
Всегда любить обречена,
Ты утонченна и прекрасна,
Как византийская княжна.
В тебе заложена троичность,
И тут уж как ни посмотри,
Хотя одна ты только личность,
Но для меня ты целых три.
Когда твой взгляд, умен и тонок,
Улыбкой нежной просветлен,
Я весь ликую, как ребенок,
Я трижды счастлив и влюблен.
Я становлюсь, с тобой повздоря
Мрачнее, чем затменье дня,
Как будто бы тройное горе
Случилось в жизни у меня.
Я, от стыда изнемогая,
Себя раскаяньем душу,
Затем, что я тобой, родная
Теперь уж трижды дорожу!
Лирическое Альтер эго Павла Иванова-Остославского – это воин Добра и Света, защищающий святые для себя идеалы до победы или до смерти. Особенно ярко принцип «победить или умереть» проявился в первом сборнике стихов Павла Иванова-Остославского «Святилище огня». Лирический герой «Святилища огня», попадая в различные тяжелые жизненные обстоятельства, проявляет суровую твердость в отстаивании идеалов добра, любви к людям, милосердия, чести, справедливости. Он готов на самопожертвование ради того, чтобы Божий Промысел восторжествовал среди людей.
Входим в разрушенный город ночной.
Нет ни людей в нем, ни даже собак,
Вьюга лишь воем тревожит покой
Вымерших улиц, закованных в мрак.
Наших коней топот в черных стенах
Эхом зловещим и жутким звучит,
В такт дребезжат ему окна в домах,
Вьюга-волчица зловеще скулит.
Скоро покинем мы город ночной,
Скоро уйдём мы отсюда туда,
Где предстоит нам упорнейший бой,
Где кровь польётся рекой, как вода.
Труден наш путь, но из нас ни один
Не задрожит перед смерти лицом -
Каждый из нас офицер, дворянин,
Каждый из нас не бывал подлецом.
За православие, Русь и царя
Смело и гордо пойдём мы на смерть -
Нас упокоит родная земля,
Пухом нам станет родимая твердь.
Мы покидаем обугленный мглой
Город, где нет ни людей, ни собак,
Где только вьюга тревожит покой
Вымерших улиц, закованных в мрак.
Многие стихи Павла Иванова-Остославского, написанные в юности, являются исключительно мудрыми. Нравственная и эмоциональная глубина его поэзии отмечена многими образованными и известными людьми в современной литературе. Зрелостью стихов данного автора (многие из которых были написаны в 19-летнем возрасте(!) восторгаются, например, писатель Андрей Курков, экс-предводитель Российского Дворянского Собрания, князь Андрей Кириллович Голицын и литературный критик, графиня Александра Николаевна Доррер.
По мотивам романа Михаила Булгакова
«Белая Гвардия». Написано от имени Турбинных.
Январь приходил белоснежный,
В ночь хлопья крутил на ветру.
Наш город был чёрный и грешный,
Но белым оделся к утру.
И пушки уже не гремели
На улицах и площадях,
Уже пулеметные трели
В цвет крови не красили прах.
Горели рассветные зори,
Пурпурный объяв небосвод.
Мы думали счастие вскоре
В наш дом непременно придёт.
Но снова на улицах стоны
И трупы в сугробах опять -
К нам красных пришли батальоны,
Сражаясь за каждую пять.
Помчалась ужасная слава
Об обысках-казнях окрест
И к нам как-то ночью облава
Вломилась содеять арест.
В луне свет мерцал перламутром,
Солдаты вели нас во тьму,
И встретить ближайшее утро
Уже не пришлось никому…
Художественный мир Павла Иванова-Остославского сказочен и многомерен. Его символистские стихи уводят читателя из реальной жизни в потусторонние измерения, наполненные волшебством, фантасмагорией, чудесами.
День погас, и нет сомнений,
Что теперь уж до утра
Странных перевоплощений
На земле пришла пора.
Зеркало стоит у двери -
Посмотрюсь, чертям назло,
Вот он я, в огромной мере
Перешедший за стекло.
И, обратно отраженный,
Наяву вдруг вижу сон:
За спиной моей червленый
Появляется дракон.
Он летит во мраке ночи,
Крылья пламени красней
Средь зеркальных средоточий
Отраженных плоскостей.
Подлетел ко мне он сзади,
И во тьме взметнулась жуть,
И волос бесцветных пряди
На мою упали грудь.
Вдруг проснулся: солнце блещет,
Ярок молодой рассвет -
Глядь, а в зеркале трепещет
Трещиной разъятый свет.
В потусторонних мирах душа автора соприкасается с душами представителей русской аристократии, погибших в годы большевистского лихолетья. Павел Иванов-Остославский как поэт призван по средствам художественности быть выразителем воли, чаяний и интересов дворянства и интеллигенции на суде мировой истории.
Лики степей
Здесь край земного мирозданья -
Здесь грани стёрты: явь иль сон?
Здесь древние живут преданья
Забытых кочевых племён.
Здесь всё не просто, не случайно -
Проснётся лишь заря едва,
И вот о чём-то древнем, тайном
С курганом шепчется трава.
Тут ветер грёзы навевает,
Загадок и поверий полн,
Тут ночь и день согласно тают,
Как тени черноморских волн.
Тут к путникам приходят силы
И тут им часто суждено
Увидеть старые могилы,
С крестами павшими давно.
Могилы - храмы наваждений,
В них отзвуки молитв и снов,
В них офицеров белых тени
И души белых юнкеров.
Те души - всё ещё живые
И тени - всё ещё черны.
Они в степи в часы ночные
Блуждают, как немые сны.
С природой воедино слившись,
И превозмогши смерть и прах,
Живут, то в ветер превратившись,
Грустящий по ночам в степях,
А то, вдруг расчехливши стяги,
Сверкая золотом погон,
Они идут в туманном мраке,
Преодолевши грань времён.
Они теперь, как прежде вместе.
И в тусклом зареве луны
Они несут знамёна чести -
Знамёна призрачной страны.
Спокойны, благородны лица,
Фигуры, статны и стройны:
Они, как стража на границе,
Как в ночь желаннейшие сны.
Но лишь в степи засеребрится
Восток, они уходят прочь,
Уходят, чтобы возвратиться
На землю в будущую ночь.
По мнению Павла Иванова-Остославского хороший поэт – это в первую очередь хороший контактёр с Богом. Поэт – это священнослужитель слова. Его призвание – по средствам искусства слова приобщать людей к Божьей Истине, знакомить читателей с потусторонними мирами, где безраздельно и вечно властвуют Любовь, Красота и Благородство.
Павел Иванов-Остославский является основоположником монархического символизма в современной русскоязычной литературе (так называемого, символоромантизма). Для профессиональных литературоведов, особенно обладающих филологическими научными степенями, не секрет, что русский символизм рубежа 19-20 веков был «левым» по своей социально-политической направленности. Сам Александр Блок приветствовал революцию и во многом ратовал в своих поэтических произведениях за свержения «Самодержавия». К «левому» символизму принадлежал Валерий Брюсов, а так же французские символисты Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен. Среди русских символистов отличались правыми взглядами только Иннокентий Анненский и Зинаида Гиппиус, однако их социально-политические взгляды в стихотворных произведениям практически не отражены. Первым русским поэтом, твердо ставшим на позиции национального монархического символизма, является Павел Иванов-Остославский.
Данный автор в своих стихах непреклонно отстаивает традиции русского классического искусства и российской государственности. В наше время, когда особенно активны всякие оголтело-бесноватые представители андеграунда, готовые оплевать и заулюлюкать настоящую возвышенную поэзию, когда Галицкие фашисты и СС-овцы бессовестно шельмуют память русских воинов-освободителей, защитивших Украину от нацизма во время Великой Отечественной войны, поэзия Павла Иванова-Остославского приобретает особую, непреходящую ценность.
Во многих своих стихах Павел Иванов-Остославский призывает читателя вернуться к истокам русской государственности и культуры. Революции 1917 года, гражданская война, ленинско-сталинский террор уничтожили в нашей стране носителей высокой русской культуры, впитавших с «молоком матери» такие непреходящие человеческие добродетели, как порядочность, благородство, честь, аристократизм, милосердие, изящный художественный вкус, веру в Бога и в Добро, уважение к женщине, к родителям, к предкам. Автор призывает вернутся к этим священным для каждого доброго человека, непреходящим ценностям.
Ольге Ивановне Остославской - прабабушке
Уж в меня нынче демон вселился -
Все предметы мне странно чудны,
Я теперь понимать разучился
Совершенно, где явь, а где сны.
Целый день я слоняюсь по дому:
То пройдусь, то, шальной, пробегу,
Мне ведь издревле всё здесь знакомо,
Хоть узнать ничего не могу.
И когда прохожу по гостиной,
Становлюсь вдруг я сам, как ни свой,-
Снова вижу я в раме старинной
Чудный лик госпожи молодой.
И с портрета взирают их милость:
Десять рыцарей - десять вельмож.
Как же мило она поместилась
На холсте среди сталей и кож!
Стану их имена прославлять я
Поэтически хоть до одра -
Это предки мои - это братья
Меж собою и с ними сестра.
О, прабабушка! В Вас воспитали
Грациозную стать лебедей.
Вы, как фея из сказочной дали,
Как принцесса из рыцарских дней.
Восхищаться я снова и снова
Буду Вами не дни, а века -
Вот моё Вам приветное слово,
Что восславит Вас наверняка.
В жанровом отношении Павел Иванов-Остославский является автором исключительно широким. Его перу принадлежат стихи о любви, о поэтах и поэзии, о животных, пейзажная лирика, философская и религиозная лирика, патриотическая поэзия. У данного автора встречаются стихи, написанные на стыке жанров. Вот любовно-философско-религиозное стихотворение:
Смейтесь ангелы Господни,
Плачьте бесы Сатаны,-
Я ушел из Преисподней-
Люциферовой страны.
Долго пробыл я в геенне.
Там не сладко было мне -
Жгли меня там злые тени
В вечном адовом огне.
Снова я живу на свете,
Только вот средь бела дня,
Встретив, женщины и дети
Сторонятся все ж меня.
И за мною тени взглядов
Их летят: как им претит,
Как страшит их жуткий, адов
Мой потусторонний вид!
Но, любовь взвалив на плечи,
Одолев законы зла,
Ты одна со мною встречи
Ищешь, дивна и светла.
От тебя едва ли скрою,
Что дела мои и сны
Дышат лишь одной тобою,
Лишь тобой вдохновлены.
Ты, толпе не веря, странной,
На нее уж не греши.
Ей – толпе - моей туманной
Не понять во век души.
Стихи Павла Иванова-Остославского написаны на обнаженном нерве. В них много страданий, любви, самопожертвования. В основе его стихотворений-баллад лежат человеческие судьбы. Одним из важнейших мотивов творчества данного автора является мотив боли, переполняющей человеческие души в минуты страданий, но отступающей перед велениями долга и чести. Если о ком-то из современных украинских писателей и можно сказать, что он «чувства добрые лирой пробуждает», так в первую очередь о Павле Ивановом-Остославском, который, по мнению многих современных талантливых и высококультурных представителей общественности является последним в наше время отблеском серебряного века.
06.10.2008. Н.П.Тропина – доктор филологических наук, профессор.