Отвечаю на ваши вопросы
Мои читатели и коллеги-литераторы часто задают мне вопросы о моем творчестве и о жизни вообще. На эти вопросы я, за неимением времени, далеко не всегда имею возможность ответить подробно, за что прошу прощения у вас, дорогие мои. Дабы развеять сомнения у сомневающихся и утолить интерес интересующихся, приведу самые распространенные вопросы, возникающие ко мне, и отвечу на них.
Не слишком ли я увлекся, как поэт, в своем творчестве защитой и поддержанием классической традиции? Не лучше ли поддержать Андеграунд?
Считаю, что классическая традиция в искусстве сейчас, как никогда, остро нуждается в защите и в первую очередь от Андеграунда. Со времен октябрьского переворота, и даже раньше, принципы традиционного искусства многими «ремесленниками» от художеств ставились под сомнение, часто шельмовались. Всякие малевичи, маяковские и шагалы пытались придумать нечто принципиально новое, эпатирующее, оскорбляющее. Но ведь оскорбить человека можно легко – тут никакого таланта и ума не надо. Пошлите прохожего на улице матом или справьте нужду в соседнем подъезде вашего дома, и этим вы унизите окружающих вас людей, но разве акт унижения имеет художественно-эстетическую ценность?! Нет, совсем наоборот! Так «гениальничать» может любой хам! Это хамство, и в нем нет ничего нового, оно старо, как Мир, оно всегда было, есть и будет. А вот «Мадонну» Рафаэля, или «Джоконду» Леонардо да Винчи, или «Евгения Онегина» Пушкина повторить невозможно. Эти произведения несут в себе неистощимый заряд благородства, любви, мудрости. Они расцвечивают человеческие души миллионом тончайших полутонов чувств, словно радуга, радующая нас своими многоцветными переливами после долгожданного летнего дождя. Эти шедевры принадлежат Вечности, ибо несут на себе печать Бога и надиктованы они предвечным и всепонимающим Творцом…
Классическое искусство заставляет человека духовно совершенствоваться, работать над собой, расти. Оно существует не для развлечения, а для того, чтобы вызывать у людей святые и всеочищающие слезы, чтобы по средствам Катарсиса человеческие души учились «внемлить Богу».
Законы классического искусства очень строги и требовательны к автору (и к читателю тоже). Чтобы состояться в области «высоких художеств», сочинитель должен обладать исключительно строгими принципами, причем, ни только как художник, но и как человек. Ради искусства нужно многим пожертвовать…
Соцреализм и Андеграунд я искусством не считаю. Первый был прикладной «формой», обслуживающей социально-политические интересы большевистского «гегемона», второй же, является уродливым порождением буржуазно-мещанских низов современного капиталистического мира. И Соцреализм, и Андеграунд культивируют в людях наиболее низменные скотские инстинкты, они агрессивно утверждают право Воинствующего Хама оставаться хамом на вечные времена, да ещё и гордиться этим…
Оправдано ли в наше время – в начале 21 века – воинственное следование идеологии православного монархизма и аристократизма? С точки зрения рациональности это бессмысленно: ведь реставрация Императорской России невозможна.
Монархия – это единственно приемлемый способ управления русским народом. Россия рано или поздно придет к монархии. И неважно, как будет называться должность руководителя НАШЕГО государства, обладающего широчайшие властные полномочия, президент, царь, император. У русских людей такой менталитет; наш дух чувствует себя комфортно только тогда, когда нами управляет монарх и аристократия. Почему? Объясню. Русские – народ имперский, а империя всегда самодостаточна, когда ею управляют с позиций чести, воли, решительности, ума, благородства, воинской доблести, таланта и дисциплины, то есть с позиций тех святынь, которые наиболее ценятся при Самодержавии. Русский народ сейчас находится в очень угнетенном состоянии духа. Причина этому состоит в том, что Россия лишена силы, она деморализована и унижена Западом, она не имеет возможности в данный момент быть державной полнокровной ИМПЕРИЕЙ. Но тяжело раненный в бою лев, остается львом, и даже если его убьют, он все равно никогда не превратится в мышь…
Аристократ всегда стремится относиться к своим подчиненным, особенно к простому народу, как строгий, но справедливый отец-кормилец к родным детям. Аристократу, воспитанному в традициях чести и благородства, сурового и подвижнического следования своему долгу, никогда не придет в голову относиться к нижестоящим, как швондероподобный комиссар-большевик или, вылезший невесть откуда, нелепо-занозчивый по отношению к своему же родному хамью буржуа. Аристократ – это всегда человек исключительного ума, даровитости и подвижничества. Свои таланты он кладет на алтарь Отечества. И не важно, кто он по профессии – военный, дипломат, пастырь, поэт или инженер. Он знает одно: его священный долг – служить своей Родине, Богу, Народу и Государю. Только в этом его предназначение и возможность самореализоваться как личности.
Почему я постоянно ставлю под сомнение талантливость современных литераторов? У меня все бездари, неужели в наше время нет талантливых поэтов?
Такая постановка вопроса является огромным преувеличением. Среди современных литераторов есть блистательные авторы. По масштабу и глубине своего художественного дарования они во многом соотносимы с авторами «Серебряного века» русской поэзии: это Александра Барболина-Капран (Херсон) и Дмитрий Выркин (Черкассы). Довольно интересными и даровитыми авторами являются: Наталья Головина (Севастополь), Екатерина Никифорова (Омск), Елена Ерофеева-Литвинская (Москва), Петр Ушкин (Стихи.ру) и некоторые другие. Сильные поэты на просторах «любезного нашему сердцу Отечества» конечно есть. Да только вот в обществе сейчас установилось «странное» отношение к искусству и к деятелям искусства. Проклятый большевизм «десокрализировал» сознание наших отцов и дедов, а не менее проклятый либерализм делает сейчас тоже самое с нашим сознанием. Народ больше не верит в святость миссии художника и в причастность его произведений Высшему Вселенскому Началу. Волчья борьба «за лучшее место под Солнцем» и дух стяжательства сделали людей нигилистами и циниками. Они глумятся над поэтами, считая их «лохами» - то есть, лишенными шкурничества, бескорыстными и неприспособленными к жизни людьми. Что ж, Воинствующий Хам всегда презирает благородство и талант…
Зачем своими стихами и статьями, написанными на исторические темы, я увожу читателя от реальной жизни со всеми её трудностями, с борьбой «за лучшее место под Солнцем», с бытовыми проблемами?
Своими историческими произведениями я вовсе не увожу читателя от жесткой действительности, а совсем наоборот. Я, обращаясь к исторической тематике, хочу показать людям, что хамство, подлость и корысть не всегда безраздельно правили Миром, как происходит это сейчас, что жить можно по-другому: честно и достойно. Я хочу показать читателю времена могущества России, когда мы – русские – диктовали всему Миру свои условия и никто не смел нам возразить… НАША ИМПЕРИЯ сажала на престолы Польши, Германии и Франции своих ставленников, выпускала самую «твердую» денежную единицу на планете, находилась одновременно в трех частях Света и угрожала пушками всей Европе!
Почему я постоянно обличаю в своих статьях капитализм и либерализм?
Для меня фашизм, большевизм и либерализм – это близнецы-братья. В основу всех трех социально-политических формаций заложено человеконенавистничество и призрение к личности, как вместилищу духовности и морали. Фашисты ненавидели всех иноплеменников, большевики ненавидели всех богатых, а либералы ненавидят всех бедных. Нельзя желать смерти человеку только потому, что он ни такой, как ты. Я к этому вопросу отношусь, как Марина Цветаева:
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы и что ей хаты,
Что Чингиз-хан её, и что орда?
Два на Миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых.
Либерализм формирует такой же оголтело-бесноватый тип личности, как фашизм и большевизм. Происходит это на основе маниакального стремления некоторых индивидов к материальной наживе. И не даром у многих «стопроцентных буржуинов» часто наблюдаются психические расстройства… Нельзя любить деньги сильнее, чем маму родную…
Чем символизм, к которому я принадлежу, лучше других творческих методов?
Шедевры, как известно, приходят к даровитому художнику от Бога. Это утверждение конечно же справедливо по отношению к поэтам, работающим в рамках любого классического течения. Однако, символизм, мне кажется, стоит ближе к Создателю, ведь только в символизме важнейшую роль в изображение действительности играет мистицизм. Поэты-символисты больше других стараются заглянуть за грань «пурпурных миров, рассеченных золотым мечем», почувствовать Божий промысел и Божью благодать и перенести их на бумагу... Художники-мистики, работающие в рамках классической школы, тоньше других чувствуют Создателя, а значит они стоят ближе к нему…
Два слова о будущем Украины.
Ни надо быть академиком всех экономических и политических наук, чтобы совершенно четко понять: для нормальных честных людей на Украине больше никогда не будет ничего хорошего. Украина – сателлит США. Америка и впредь всё будет делать для того, чтобы развалить наше государство и уничтожить наш народ. В нашей стране находится сейчас в состоянии паралича всё, что делает государство мощным и жизнеспособным. Промышленное и аграрное производства уничтожены, сфера образования деградирует на глазах, культура и искусство признаны лишними, поэтому они даже не финансируются, общественные нравы пали ниже некуда, среди людей возведен на пьедестал культ хамства и стяжательства. Если еще во времена советской власти быть вором и проституткой считалось позорно, то сейчас это глубоко уважаемые люди. Сейчас проститутка – это цвет нации, а если она ещё и отсидела в лагере срок по какой-нибудь солидной статье (например, за грабеж), то тогда ей везде у нас дорого и почет. Нравственность, честь, благородство забыты напрочь, будто бы их никогда и не было. Наше современное общество стало даже не аморальным, а, скорее, внеморальным. Многие наши сограждане перестали мыслить категориями добра и зла – самое главное для них: НАЖИВА…
Дальше всё будет только хуже… Ничего не остаётся, как только без всяких объективных оснований надеяться на лучшее… Пока живу, надеюсь…

18.08.2008. Павел Иванов-Остославский