Честному купеческому слову верили…
До революции Херсон был городом в основном чиновническо-купеческим, хотя и дворянство в нём, ясное дело, играло достаточно заметную роль. Торговое сословие в нашем городе начало формироваться в конце 18 века за счёт елисаветградских купцов-старообрядцев, переселявшихся в Херсон с целью получить здесь льготы для видения бизнеса. К тому же старообрядцы в Северной Таврии не подвергались обсалютно никаким религиозным гонениям. Почти все наиболее знатные херсонские купцы и промышленники были меценатами. Во времена Российской Империи богатому человеку жить только ради себя и своей семьи считалось неприличным. Тот, кто не делал пожертвований, казался окружающим «странной» личностью. С таким предпринимателем старались не вести общих дел и вообще не иметь с ним никаких отношений.
Херсонское купечество социально было достаточно разнородным. В наше время сложилось общепринятое, но совершенно не правильное мнение, что купец был человеком обязательного «низкого» происхождения. Конечно, в основном тогдашние предприниматели были выходцами из крестьян и мещан, однако среди них, во всяком случае в Херсоне, встречались люди и весьма знатного, благородного происхождения. Например, купец Лев Д*Альбрант был маркизом и находился в родстве почти со всей французской аристократией, купец Скорлатто был молдавским боярином, а купцы Акулинины имели старинное купеческое происхождение – свою фамилию они возводили к родоначальнику, торговавшему ещё во времена царя Алексея Михайловича. Немало предпринимателей происходило из российского и польского дворянства.
Толи в силу того, что купечество было связано тесными родственными узами с дворянством, свято чтившим средневековый кодекс рыцарской чести, толи потому, что до революции большой авторитет в обществе имело православие, прививавшее людям стойкие нравственные принципы, однако, честному купеческому слову верили. Многие купцы были неграмотны, подписывать купчие крепости и прочие финансовые документы они не могли, печатей не было. Оформить сделку юридически было проблематично. Поэтому купцы давали друг другу честное слово, только оно гарантировало материальную ответственность сторон. И что интересно: честное купеческое слово в буржуазной среде было таким же авторитетным, как среди аристократии клятва дворянской честью и благородным происхождением.
       Интересным дворянско-купеческим семейством являются Альбранты. Основатель русской линии Альбрантов - обедневший французский маркиз Лев (Луиз-Людовик) Осипович Д*Альбрант, уроженец провинции Дофинэ. В Херсоне он имел собственное дело и был записан в купеческую гильдию. С 1800 -го по 1821-й год был городским головой Херсона. Выполнил подряд на снабжение русских войск, находившихся на Дунае и в Молдавии. По представлению Херсонского генерал - губернатора, графа Лонжерона маркиз Д*Альбрант награжден золотой шейной медалью «За усердие», усыпанной алмазами и предназначенной для ношения на Андреевской ленте. В 1818 году награжден орденом св. Владимира 4 степени. В 1821 году внесен в дворянские книги по Херсонскому уезду.
Весьма уважаемым человеком в Таврическом крае был Карл Львович Альбрант - военный инженер, генерал-майор. Он сконструировал несколько железнодорожных мостов, под его руководством были построены на Херсонщине многое железные дороги. Награжден орденами св. Станислава 1 степени, св. Анны 2 степ., св. Владимира 3 степ., св. Анны 3 степ.
Одной из самых богатых буржуазных семей Таврического края были Фальц-Фейны. Мериносы были главным богатством нескольких поколений этой фамилии. Овцеводство, развиваясь в этой семье более ста лет, усовершенствовалось у Фальц-Фейнов до такой степени, что о конкуренции с другими помещиками не могло быть и речи. Стрижка фальцфейновской овцы давала 12 фунтов шерсти, тогда как по всей России - только 6. Продавали тогда шерсть по ценам, установившемся на Лондонском рынке.
В конце 19 века главой семьи Фальц-Фейнов стала Софья Богдановна - супруга Эдуарда Фальц-Фейна, умершего в 1883 году. Софья Богдановна хорошо разбиралась в рыночной коньюктуре, она перевела все отрасли своего хозяйства на рыночные рельсы. Начала она строительство фабрик, заводов и электростанций, почты и телеграфа, железных и шоссейных дорог. Через десять лет бурного строительства она уже владела кондитерской фабрикой в Дофино, винным заводом в Преображенке, отстроила гигантские корпуса по производству мясных и рыбных консервов в Одессе. В 1897 году она основала село Хорлы (от татарского «hor»- снежный. В 1903 году Хорлы получили статус порта. В отличие от Херсона, Одессы и Николаева, порт Хорлы зимой был незамерзающим. Поблизости, рядом с Перекопом, находился незамерзающий источник. В порт приходили корабли из Германии, Австрии, Италии и Греции. Предметами вывоза были - овечье руно, пшеница, устрицы, всевозможные консервы, битая птица. Сто гектаров виноградника давали достаточно вина на продажу - совиньен, рислинг, пино, каберне.
Со временем порт Хорлы превратился в цветущий город, который рос с каждым годом. Так как быстро развивающееся дело постоянно требовало новых работников, в Хорлы перебирались люди из других населенных пунктов. Они работали на складах, хлебных элеваторах, на таможне, в гостинице для моряков, на устричной фабрике.
В 1853 году предприниматель Вадон основал на берегу Днепра большую механическую мастерскую, которая в 60-х годах 19 века переросла в чугунолитейный и механический завод. В начале Крымской войны механическая мастерская выполнила первый казенный заказ на оковку 60 лафетов для орудий Очаковской крепости.
Вообще же Вадоны – очень известная фамилия в Херсоне. Вадоны на протяжении нескольких десятилетий были крупными заводчиками в нашем городе. Широко известен Евгений Евгеньевич Вадон – последний владелец чугунно-литейного завода. Он был замечательным инженером и крепким хозяйственником. В 1931 году во время сильного наводнения он спроектировал и построил дамбу, которая предотвратила затопление прибрежной части Херсона. В 1936 году он разработал техническую документацию трёхступенчатого центробежного насоса и наладил его выпуск в артели «Металлист». Однако всё это его не уберегло от сталинских репрессий…
До революции, впрочем, как и сейчас, предприниматели Херсона активно шли во власть. Вот наиболее известные буржуазные фамилии, взятые из списка гласных (депутатов) Херсонской городской думы (1871-1910 годы): Вадон А.И., Вадон И.О., Ковалёв А.К., Остославский И.С. (член Управы, городской голова), Остославский В.И.,Терещенко В.Г. (член Управы), Тропин Ал.С., Тропин Ан.Г., Тропин Аф.М., Тропин В.И., Тропин Гр.Аф., Тропин М.С., Тропин П.И., Тропин С.И., Тропин И.С. (член Управы), Фальц-Фейн Г.И., Юрасов П.Ф., Юрасов В.П.
Очень уважаемым человеком в купеческой среде Херсона был Иван Семёнович Остославский – городской голова, основатель и первый директор городского общественного банка, меценат. В нашем городе он считался одним из самых богатых купцов.
На фоне многих высших херсонских чиновников второй половины 19 века, И.С. Остославский (бывший в 70-ые годы обер-бургомистром Херсона) представляется весьма интересной и колоритной фигурой. Пребывая в Херсоне на государственной службе с 1848 по 1877 год, он сделал очень многое для благоустройства родного города. Благодаря его административно-управленческим способностям прокладывались дороги, собирались пожертвования для неимущих, строились лазареты, мастерские, странноприимные дома.
Будучи не только обер-бургомистром Херсона, но и купцом второй гильдии, и гласным Херсонской городской думы, И.С. Остославский жертвовал огромные суммы на нужды города. На его личные средства содержались ночлежные заведения не только в Херсоне, но и в Николаеве.
И.С.Остославский был крупным домовладельцем. В Херсоне ему принадлежало несколько домов по улице Преображенской (ныне Декабристов). Этот факт его биографии иллюстрирует сохранившаяся до нашего времени повестка, присланная ему Управой Херсонской городской думы в качестве платежной ведомости за недвижимое имущество. Дома, упомянутые в этом документе, существуют и поныне.
В собственном владении И.С. Остославского находилось три торговых корабля Они осуществляли коммерческие связи своего хозяина с Нидерландами, Бельгией, Францией и Испанией. В последствие торговая флотилия Ивана Остославского потерпела крушение в Бискайском заливе. Все товары, которыми были нагружены суда, погибли - И.С. Остославский был разорен.
Умер Иван Остославский в 1877 году, оставив немалые долги.
Оба сына И.С. Остославского – Василий и Иван - не пошли по коммерческой линии. Они выслужили потомственное дворянство: Василий – по ордену св.Владимира 3 степени, а Иван – по чину полковника действительной службы, при отставке генерал-майора.
В Херсоне развивался малый бизнес. На улице Суворовской и в окрестностях не мало было питейных заведений, пользовавшихся популярностью. Например, кабачок, именовавшийся «Бодяга» (сейчас «Фаворит»). Знаменит он был тем, что из его подвала шёл подземный ход к Днепру. В 30-е годы прошлого века этим пользовался уголовный элемент. В этой забегаловке была устроена воровская «малина».
В Херсоне в 19 веке существовало много производств самого различного профиля. В первой половине 19 столетия в городе существовала суконная казенная мануфактура, впервые упоминаемая в отчете губернатора за 1810 год. Развитие кожевенного дела началось с середины 40-х годов. В 1846 году два кожевенных завода произвели продукции на сумму 25 тысяч рублей. Просуществовали эти предприятия недолго: в 1857-1859 годах работы на них прекратились.
В 1846 году в Херсоне насчитывалось 11 заводов, перерабатывающих сало на смалец. На них истапливалось 12 тысяч пудов сала ежегодно на сумму 40 тысяч рублей. Салотопенное производство обусловило развитие свечного: число свечно-сальных заводов в 50-е – 60-е годы колебалось между четырьмя и шестью, в 1861 году вся сумма, на которую была произведена продукция этих предприятий, равнялась 16 910 рублям. Действовали также 7 табачных и 1 пивоваренный завод. В 1848 году начала работать паровая мельница – одна из первых в Малороссии. Наиболее распространенными были ветряные мельницы, устроенные севернее крепости, потому то эта часть города в последствии и стала называться Мельницы. В 1857 году в Херсоне насчитывалось 124 ветряные мельницы и 8 конных. В 1861 году оборот только одной паровой мукомольни составлял 200 тысяч рублей в год. В 1851 году в Херсоне основан первый лесопильный завод, в 1859 – второй. Лес сплавляли с верховьев Днепра, после распиловки он шел на нужды отечественного судостроения, а также отправлялся за границу. Для снабжения такелажем Черноморского флота в Херсоне создаются канатные предприятия. Наиболее крупным из них была казенная мануфактура, на которой ежегодно производилось канатных изделий на сумму 100-200 тысяч рублей. В Херсоне действовало 10 кирпичных и 2 канатных завода. Еще в 1807 году открылась типография.
Херсонский порт переправлял главным образом грузы, которые поступали с днепровских пристаней и направлялись затем в Одессу и Николаев для вывоза за границу. Ежегодно из Херсона вывозилось товаров на сумму 4 миллиона рублей. За время навигации 1857 года через наш порт прошло свыше 800 парусных судов и пароходов. Ввозились: лес, соль, табак, бакалейные товары. Вывозились: шерсть, зерно, канаты, чугун, сало, масло и др.
Херсон являлся одним из центров внутренней торговли. На Херсонской ярмарке в отдельные годы продавалось товаров на сумму в 50 тысяч рублей. В 1857 году в городе действовали 263 лавки и 123 винных погреба и трактира.
Во второй половине 19 века в Херсоне резко возросло количество фабрик и заводов, повысилось промышленное производство. В 1885 году в городе насчитывалось 93 промышленных предприятия ремесленно-мануфактурного и фабрично-заводского типа. Из них два механических завода производили сельскохозяйственные машины, 56-занимались переработкой растительных и животных продуктов, 8 заводов выпускали черепицу, кирпич, гончарные изделия. Функционировало 27 предприятий ремесленного типа. В целом в городе производилось ремесленной продукции на 1 089 032 рубля в год. Благодаря интенсивному развитию в Херсонской губернии товарного зернового хозяйства, Херсон становится одним из центров мукомольной промышленности Малороссии. В 1897 году в Херсоне действовало 8 паровых мельниц, стоимость продукции которых составляла 700 тысяч рублей.
К началу 20 века роль фабрик и заводов, оснащенных паровыми двигателями, в промышленном производстве Херсона заметно возросла. На 20 фабрично-заводских предприятиях Херсона трудилось 1 218 рабочих и производилось продукции на 2,8 миллиона рублей в год. Наиболее крупным предприятием был чугунолитейный и механический завод Вадона, где в 1900 году было занято более 130 человек. В 1895 году при заводе соорудили док, начались судостроительные работы. В 1912 году количество рабочих достигло 500 человек, выпуск продукции составил 750 тысяч рублей в год. Накануне Первой моровой войны на верфи производилась сборка эскадренных миноносцев, строились буксирные пароходы. На шести лесопильных заводах Херсона насчитывалось 620 рабочих и производилось продукции на 1,9 миллиона рублей. Более 80 рабочих обслуживали 6 паровых вальцовых мельниц. Довольно крупным предприятием являлась табачная фабрика Лермана, где 87 рабочих изготовляли продукции на 186 тысяч рублей. Кроме того действовали более мелкие предприятия: кирпично-черепичные и пивоваренные заводы, конфетная фабрика и другие. В 1905 году количество Херсонских рабочих достигло 2,3 тысяч человек.
Херсонские купцы и промышленники обустраивали и поднимали наш город со дня его основания. Они всегда были опорой экономического благополучия нашего края. Хотелось бы, чтобы так было и впредь.

29.08.2007. Людмила Мадыкина.