«Херсонский», «Козёл» и «Огуз»…
Херсонщина известна на Украине и в мире своей богатой на события древней историей. Здесь находится немалое количество скифских курганов – безмолвных свидетелей античной старины, манящей неизведанными тайнами и сокровищами многих наших современников. Впрочем, скифские погребения для археологов не являются такими уж «безмолвными» и «тайными». Раскопки на здешних курганах ведутся издавна – со второй половины 19 столетия. Итак, речь в этой статье пойдет о местных курганах – о «Херсонском», «Козле» и «Огузе».
Херсонский курган является наиболее ранним из всех древних скифских погребений, найденных в Херсонской области (он относится к самому началу пятого века до нашей эры). Интересна история его открытия.
В марте 1896 года херсонский лесопромышленник Эдуард Шульц обратился к директору исторического городского музея В.И. Гошкевичу с просьбой охарактеризовать бронзовую статуэтку, будто бы найденную в балке. Статуэтка была выполнена в виде женского божества. Стройная фигура богини в облегающем платье до пят. От правого плеча под левую руку идёт собранная сзади накидка, подчеркивающая талию и свободно спадающая вдоль правого бедра. Из-под головного убора с вырезом над высоким лбом, на плечи спадают длинные волосы. Суровое продолговатое лицо женщины обрамляет какое-то украшение, концы которого скреплены над лбом с помощью кольца. От плечей на грудь зигзагом свисают замысловатые украшения. Левая рука у бедра поддерживает чуть оттянутое вбок и приподнятое платье. В правой руке, согнутой под прямым углом, сидит сирена. На плечах божества сидят две собаки, над головой ажурная композиция из двух львов, раздирающих быка. В.И. Гошкевичу удалось выяснить, что эта статуэтка извлечена из скифского кургана, расположенного в трёх километрах на север от Херсона. Этот курган был подвержен кладоискательским раскопкам. Грабителями оказались двое местных жителей, которые тайно темными февральскими ночами проводили раскопки этого объекта. Кроме статуэтки, они нашли в могиле другие, в том числе и золотые вещи. В марте того же 1896 года Гошкевич «докопал» этот курган. Он установил, что под невысокой насыпью находится единственное погребение. В могиле были обнаружены бронзовые острия стрел, камни для пращи, фигурка бегущей собаки, железный нож, античная сероглинянная посуда, бронзовый перстень, сердоликовые и глиняные бусинки. При раскопках также было найдено ещё одно золотое кольцо и золотая луноподобная деталь бус, украшенная треугольным орнаментом. Главной же находкой Гошкевича были обломки бронзового зеркала в виде диска, которые позволили определить назначение упомянутой выше статуэтки. Это была рукоятка от зеркала, верхнюю часть которого украшала фигурка бегущей собаки, выполненная в том же стиле, что и статуэтка над головой богини. Зеркало Херсонского кургана – выдающееся произведение искусства ионийской художественной школы. В первую очередь благодаря этой находке Херсонский курган получил в своё время всероссийскую известность среди археологов и искусствоведов.
Знаменитый исследователь Чертомлыка Забелин в 1865 году начал раскопки на левом берегу Днепра. На левобережье Херсонщины находятся самые большие скифские курганы. Особенно большим является курган «Солоха» (находится радом с Великой Знаменкой), курганы рядом с Новоалександровкой и Нижними Серогозами. Тогда же он начал раскопки у деревни Новоалександровки, находящейся в Нижнесерогозском районе Херсонской области. Курган этот достигал 14 метров в высоту и 320 метров в окружности. Местные жители называли его «Козёл». Забелин, перерезав курган траншеей поперек, обнаружил, что его конструкция аналогична конструкции Чертомлыка. Входная яма глубиной 9,6 метра оканчивалась четырьмя катакомбами, размещенными в её углах. Однако, к сожалению, могила оказалась полностью разграбленной через ход, пробитый в северной части насыпи. Отдельные человеческие кости, куски ржавого железа, обломки керамики, несколько золотых пуговиц и одна круглая золотая бляшка с рельефным изображением головы Афины в шлеме с маской льва сзади - это и всё, что удалось найти Забелину в основном погребении кургана «Козёл». К счастью в поле зрения учёного попала ещё одна могила. На запад от центрального погребения находилась яма с тремя отделами, где были захоронены 11 лошадей, которые согласно скифским верованиям должны были сопровождать «хозяина» кургана в потустороннем мире. Пять лошадей были в бронзовых уздечковых наборах, а шестеро – в серебряных. Кроме того, на трёх лошадях были обнаружены остатки сёдел, а именно золотые фигурные и четырёхугольные пластины-обрамления передней и задней луки седла. Почти все серебряные и бронзовые уздечковые наборы оказались однотипными. Они состояли из пластинчатых фигурных налобников, украшенных гравировкой и скульптурой - головой зверя, уши которого стоят, а пасть открыта. К набору принадлежат так же фигурные орнаментованные насщечники с изображением птиц, местами вырезанных контурной линией, а местами исполненных гравированием; круглые бляшки-пуговицы на оборотной стороне; пронизки в виде срезанного конуса. Аналогичные уздечковые наборы Забелин нашел в Чертомлыке, позднее они встречались и в других курганах скифской знати, причем в немалом количестве. Самыми интересными по своему внешнему виду оказались серебряные, украшенные гравировкой бляшки свастикообразной формы. Они состоят из четырех головок животных, размещенных вокруг круглой центральной выпуклости, а также бронзовый налобник, украшенный головой коня с поднятыми ушами.
В западной и восточной частях конской могилы были обнаружены человеческие погребения. Очевидно, это были конюхи. Около них находились железные ножи с костяными рукоятками, бронзовые наконечники стрел и железная пряжка.
Судя по находкам и устройству погребения курган «Козел» датируется 4 веком до Н.Э. Очевидно, этот курган имеет ещё и боковые могилы. Не было ещё ни одного случая, чтобы курган таких размеров имел только одно центральное погребение. Подробное исследование этого кургана ещё впереди.
В 1890 году археолог Веселовский, приобретший уже славу раскопками богатых скифских курганов в Крыму и Приазовье, приступил к изучению самого большого кургана Скифии – кургана «Огуз».
«Огуз» представляет собой гигантскую насыпь более 20 метров в высоту и более 380 метров в окружности. Прекрасно зная курганы Северного Причерноморья, Веселовский писал об «Огузе» следующее: «От Бердянска до Серогоз (то есть на протяжении 187 верст) и на юг от этой линии я нигде не встречал курган такого размера и такого стройного».
Раскопки этого кургана происходили на протяжении четырёх полевых сезонов (1891-1894 годы). За это время археолог сумел перерезать центральную часть кургана траншее 21 метр. Под центром насыпи была обнаружена гигантская яма (16,3Х16,3, глубиной 6,4). Она была заполнена огромными кусками дикого камня. На дне ямы была обнаружена каменная гробница. Стенки и перекрытия гробницы крепились с помощью массивных железных конструкций. В каменных блоках были просверлены специальные отверстья, куда вставлялись скрепы, потом их заливали свинцом. Сама гробница-склеп и принцип её строения являются чисто греческими. Ни в одном скифском курганы нижнего Поднепровья не встречается подобное сооружение. С юга к склепу вёл коридор длиной 34 метра и шириной более двух метров. На расстоянии 4 метров от входа в склеп лежал охранник. Рядом с ним обнаружены: копье, нож, набор бронзовых и костяных наконечников к стрелам. Погребения слуг обнаружены в нишах выкопанных в южной и западной стенах ямы. Рядом с ними найдено два серебряных перстня с плоским щитком, бронзовые серёжки и бронзовое зеркало. Ещё одна ниша в восточной стене оказалась пустой. Этот склеп был неоднократно ограблен. В нём было найдено всего несколько золотых бляшек разных типов, разбитые амфоры, обломки копий.
С такими скромными успехами закончились раскопки кургана «Огуз» Веселовским, однако, через 8 лет о нем историческая общественность услышала вновь. Осенними дождями 1901 года была подмыта одна из отвесных стен старого подкопа. После её обвала местные крестьяне нашли тут несколько золотых вещей. Известие об этом быстро облетели всю округу и на «Огузе» снова начались кладоискательские раскопки. В различных частях кургана, особенно в юго-западной его оконечности, находились всё новые и новые золотые предметы. Археологическая комиссия обратилась с письмом к Таврическому Губернатору, в которой содержалась просьба поставить на кургане охрану и конфисковать у «чёрных» копателей все награбленные ценности. Весной 1902 года на курган приехал опытный исследователь В.М. Рот. Чтобы сохранить для науки бесценные находки, украденные местными жителями из «Огуза», Рот активно принялся скупать древние артефакты. То, что ему удалось спасти, было отправлено в Эрмитаж. Это в основном, изделия из золота: разнообразные пронизки, полусферические гвоздики с петелькою на обороте, многочисленные бляшки разного размера с изображением человеческих лиц, розетки с шестью и восьмью лепестками и многое другое. Самые интересные бляхи – летящий орёл и лежащая львица.
Из-за недостатка финансирования В.М. Рот был вынужден ограничиться прокладкой только одной траншеи по центру кургана, именно там, где местные жители находили наибольшее количество золотых вещей. Исследователю удалось обнаружить большое конское захоронение. Самое малое, семь лошадей было погребено в «Огузе». Они имели экипировку в виде золотой сбруи, представлявшей из себя, фигурки животных, пластинок, украшенных гравировкой, налобников с фигурами зверей. Был найден серебряный налобник с изображением львицы, готовящейся к прыжку, а также литой ажурный нащёчник с гравировкой. Вообще изображение льва является очень типичным, для предметов, найденных в кургане «Огуз». К примеру, в состав одного из наборов конской сбруи, найденных в «Огузе», входит пластинчатый налобник, на котором нарисованы четыре головы льва, причём, две из них повёрнуты мордами одна к другой.
Со времён раскопок «Огуза» 1901 года прошло более ста лет. С тех пор ни одна археологическая экспедиция им серьёзно не занималась.
Местные курганы ждут своего часа. В них сакрыты еще немалые тайны, способные изумить и порадовать нас – современных жителей этой древней и загадочной земли, имя которой Херсонщина.
08.06.2008. Павел Иванов-Остославский