Город нынешний и город минувший
Люди, живущие в Херсоне сейчас, знают наш город в основном в современном виде. Мало кто может представить его себе без столь привычных для нас троллейбусов, телевизионной башни, Шуменского и Таврического микрорайонов. Многие горожане уже не помнят земляных укреплений в районе кинотеатра «Юбилейный», старой пожарной каланчи, стоявшей на месте Главпочтамта, первых серьезных попыток освоения Карантинного острова. О том же, каким наш город был сто или двести лет назад, и вовсе могут судить только историки, увлеченные изучением херсонской старины. А между тем, в далеком прошлом Херсон далеко не во всем походил на современный нам город. Сравнить «город нынешний» и «город минувший» мы сможем благодаря статистическим данным разных лет.
Херсон-город областного подчинения, административный, промышленный и культурный центр области. Расположен на правом берегу реки Днепр. Территория-300 квадратных километров, население 370 тысяч человек (состоянием на 1983-й год). Расстояния до Киева 664 км. Город делится на 3 административных района: Днепровский, Комсомольский и Суворовский. Херсонской городской администрации подчинены поселки городского типа Антоновка, Зеленовка, Надднепрянское и Камышаны.
Территория города Херсона была заселена с древнейших времен. О пребывании здесь человека в эпоху меди и бронзы (третье - второе тысячелетия до Р.Х.) свидетельствуют погребения, обнаруженные на площади Свободы и в районе Военного форштадта, а также найденные в различных местах мотыга из рога оленя и каменные топоры. На территории бывшей Херсонской крепости найдено скифское погребение 4-3 веков до Р.Х. На улице Кременчугской обнаружены остатки двух погребений сарматского времени(2-й век до Р.Х.- 4-й век Н.Э.), в районе Военного форштадта и на Карантинном острове - римские монеты второго века Н.Э. Вблизи города - на Большом Потемкинском острове открыты остатки поселения времен Киевской Руси.
В ходе русско-турецкой войны (длившейся с 1735-го по 1739-й год) в 1737 году в районе нынешнего портового элеватора было возведено русское укрепление Александр-шанц.
Хотя после русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия и получила выход к Черному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по-прежнему оставались незащищенными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии с царским указом от 18 июня 1778 года, было решено основать на Днепре при урочище Александр-шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную вервь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь древнегреческого города-государства Херсонес, в средние века называвшегося Херсоном. Строительством руководил генерал-цейхмейстер Иван Абрамович Ганнибал. С 1784 года главным строителем нашего города был инженер-полковник Н.И.Корсаков. В 1780 году произведено первое межевание земель Херсона, городу отведено 40 тысяч десятин. В 1782 году на строительстве крепости и адмиралтейства работало свыше 10 тысяч человек. К 1787 году эта цифра увеличилась более чем вдвое. Основная тяжесть работ по сооружению крепости легла на солдат и матросов мастного гарнизона. В том же году тут размещалось 8 полков и 12 мастеровых рот. Город строили также казенные и вольнонаемные рабочие из Петербурга, Олонецкой губернии, Тулы и других мест. На строительстве объектов Херсонского адмиралтейства - верфей, мастерских по ремонту судов, складов было занято 2 273 вольнонаемных рабочих, в том числе плотников- 1953, кузнецов-320. Широко использовался и труд каторжан. В 1786 году их насчитывалось 4 тысячи человек, среди них находился знаменитый разбойник С.И.Николаенко (Гаркуша), сосланный в 1774 году на пожизненную каторгу в Херсон. Строителям приходилось сооружать крепость и город в чрезвычайно тяжелых условиях. Местность была болотистой, все работы, в т.ч. и земляные, производились в ручную.
Уже к январю 1779 года территория крепости в 99,2га была обнесена рвом, на валу установлены артиллерийские батареи, построены временные жилища (землянки) для нескольких тысяч солдат. К 1784 году на территории крепости уже имелось 61 каменное строение - солдатские казармы, квартиры для офицеров и инженеров, дом коменданта крепости, дворец генерал-губернатора (светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического), артиллерийское управление, патронная лаборатория, пороховые погреба и склады, монетный двор и другие объекты. До нашего времени частично сохранился арсенал, заложенный в 1784 году, двое каменных ворот, пороховой погреб, колодец и Екатерининский собор, сооружение которого началось в 1781 году. В строительстве Херсона принимали участие архитекторы - Ванрезани, К.Боржуа, И.Ситников.
С началом русско-турецкой войны 1787-1791 годов в город прибыл Александр Васильевич Суворов, недавно назначенный командующим войсками Херсонского корпуса, которые должны были защищать Херсон и Кинбурн от турецкой армии. А.В.Суворов принял активные меры по подготовке крепости и жителей города к обороне. Берег от Кинбурна до Херсона был защищен пятью редутами, двумя ретраншементами и специальными укреплениями у Глубокой Пристани. Из жителей города был сформирован вооруженный отряд, состоявший из пятисот добровольцев. Более 10 торговых судов, вооруженных пушками, вместе с военными кораблями участвовали в сражениях с вражеским флотом.
Херсон стал колыбелью русского Черноморского флота и первым морским портом на юге России. 26 мая 1779 года на Херсонской адмиралтейской верфи был заложен 66-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины», спущенный на воду 16 сентября 1783 года. Он стал одним из 8 подобных кораблей построенных в Херсоне до 1791 года. До начала 19 века в нашем городе было создано 16 линейных кораблей, 16 фрегатов, бомбардирский корабль, много галер, плавучих батарей и других боевых судов.
Развитие военного судостроения в Херсоне связано с именем выдающегося русского адмирала Федора Федоровича Ушакова. Еще в 1783 году он в чине капитана 2-го ранга прибыл в Херсон во главе команды балтийских матросов из 700 человек, направленный сюда для строительства кораблей и укомплектования их экипажей. В августе 1785 года прибыл в наш город и линейный корабль «Святой Павел» под командой уже капитана 1-го ранга Ф.Ф.Ушакова.
Промышленное развитие Херсона было в значительной степени обусловлено потребностями судостроения и торговли. Так, в 1790 году здесь начал действовать литейный пушечный завод, на котором к 1793 году была изготовлена 431 медная пушка для военно-морского флота. В 1799 году в Херсоне работали кирпичный и 5 канатных заводов, продукция которых использовалась при строительстве крепости, верфи, города и кораблей. Действовали также 2 кожевенных, 4свечных, 2 пивоваренных и водочных завода, 18 кузнец.
Укрепление позиций России на Черном море, создание флота способствовали развитию в городе внутренней и внешней торговли, а также дальнейшему расширению промышленного производства.
С уральских заводов в Херсон поступало железо, из Белоруссии и Воронежа - лес. Заказы на изготовления различного инструмента и оборудования получали из нашего города предприятия Москвы, Петербурга, Тулы. В Херсон направлялась продукция Глуховской парусно-полотняной мануфактуры, Кричевской верфи транспортных судов. По Днепру доставляли суда смолу, уголь, якоря, канаты. Через Херсонский порт за границу сбывался хлеб, производимый в помещичьих хозяйствах южных Малороссийских губерний.
Херсону принадлежало важное место в укреплении морских торговых связей с Францией, Италией, Испанией и другими странами Западной Европы. В 1782 году был издан императорский указ о свободном экспорте зерна и леса. Уже в том же году в городе возникла торговая компания польских магнатов с капиталом 120 тысяч золотых. В январе 1784 года французский купец Антуан отправил в Херсон из Марселя 2 судна нагруженных товарами. Товары были адресованы торговому дому, основанному им в Херсоне. Это были первые коммерческие суда, прибывшие из Средиземного моря в русский порт на Черном море. Объем товарооборота внешней торговли ежегодно возрастал. Если в 1784 из Херсона во Францию приходило 4 судна с коноплей (из конопли делали одежду), пшеницей, рожью, салом, щетиной, льняным и конопляным семенем, то уже через 3 года – 19, а из Марселя в Херсон прибыло 18 судов. В Россию торговый дом Антуана доставлял вина, тонкое сукно, сахар, шелк, пряности, краски, мебель и другие товары. Во Францию, кроме хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, вывозили так же мачтовый лес, который прибывал в Херсон с верховьев Днепра. Помимо Марселя активные торговые связи с Херсоном установили Генуя, Ливорно, Триест. В 1787 году торговля на Черном море приобрела значительные размеры, перевозкой товара было занято свыше 200 иностранных и отечественных судов. В связи с быстрым внешнем ростом торговли, в Херсоне обосновались австрийский и неаполитанский консулы.
По своему социальному составу население Херсона не было однородным. Кроме мещан, купцов, цеховых ремесленников, в городе проживало много дворян, военных, чиновников, священнослужителей, работных людей, занятых на строительстве порта и военных объектов. Город делился на 3 части. Центральной частью была крепость. Здесь находились обширные каменные постройки адмиралтейства, различных административных учреждений, дворец – личная резиденция императрицы Екатерины Великой с четырьмя флигелями, адмиралтейская пристань, деревянная набережная. Вокруг адмиралтейства на валу был сооружен бревенчатый палисад. По обе стороны от крепости располагались военный форштадт и греческий или купеческий город. Военный форштадт, находившийся в восточной части города, населяли его солдаты, матросы, рабочие различных профессий. К 1799 году здесь имелось несколько каменных строений, церковь, торговые лавки, хаты-мазанки, военные казармы, пристань на Днепре.
В купеческом городе жили дворяне, русские и иностранные купцы, мещане. В этом районе были сосредоточены дома и склады различных торговых фирм, здания магистрата, городского управления, гражданского и коммерческого суда, учрежденного в Херсоне в 1786 году. В одном из зданий этого района (позднее в нем находилось Губернское правления) в 1792-1794 годах жил прославленный русский полководец Александр Васильевич Суворов.
В Херсоне было достаточно немало бедных людей. Многие ютились в приземистых мазанках и сырых, построенных наспех из камыша и глины, землянках. Недоброкачественная пища и вода, непосильный труд часто приводили к тяжелым заболеваниям. Даже светлейший князь Г.А.Потемкин-Таврический в 1783 году в одном из своих частных писем вынужден был признать, что нужда в Херсоне уносит человеческие жизни.
В городе не раз вспыхивали эпидемии (хотя заразные болезни свирепствовали тогда и в Западной Европе). Так в 1783 году в Херсоне распространилась эпидемия чумы, для ликвидации которой многое сделал адмирал Ф.Ф.Ушаков. Впоследствии за спасение многих человеческих жизней он был канонизирован Русской православной церковью. Успешно боролся с эпидемией врач Д.С.Самойлович (Сущинский) – один из основоположников отечественной эпидемиологии. В 1784 году эпидемия чумы была ликвидирована. В 1789 году в Херсоне свирепствовал тиф. В это время в нашем городе находился британский общественный деятель и филантроп, врач Джон Говард. Он неутомимо помогал больным, бесплатно лечил бедняков, посещал умирающих пациентов, стремясь облегчить их страдания и борясь за человеческие жизни до конца. В январе 1790 года он сам заразился тифом и вскоре умер. Ему было 64 года. На проспекте Ушакова в Херсоне находится обелиск, поставленный здесь в честь Джона Говарда в 1818-1820 годах.
Присоединение к российской Империи территорий между Бугом и Днестром в результате русско-турецкой войны 1787-1791 годов сказалось на стратегическом значении Херсона и его экономическом положении. Он перестал играть роль важнейшей крепости на южных рубежах России. Значительная удаленность от моря, мелководье Днепровского устья мешали подходу к нему крупных морских судов. Поэтому после основания Николаева (1788г.) и Одессы (1794 г.), Херсон утратил значение важнейшего торгового порта и центра судостроения на Юге России. В 90-е годы 18 века адмиралтейство перевели в Николаев. Центром торговли Новороссийского края стала Одесса. Все это привело к резкому сокращению городского населения Херсона. В 1799 году в нашем городе постоянно проживало всего 1957 человек.
С 1783 года Херсон – уездный город Екатеринославского, а с 1795 – Вознесенского наместничества. В 1796 году он вошел в состав вновь созданной Новороссийской губернии, в 1802 – стал уездным центром Николаевской, а с 1803 года – губернским центром Херсонской губернии.
Несмотря на перевод адмиралтейства в Николаев, судостроение оставалось главной отраслью экономики города. На протяжении 1800-1821 годов здесь было спущено на воду шесть 110-пушечных линейных кораблей, в 1804-1805 годах – 32-пушечный фрегат, два транспорта и первый на Черном море 76-пушечный корабль с медной обшивкой. В 1806 году стала действовать купеческая верфь, строившая торговые суда. В первой половине 19 века она превратилась в крупнейшее предприятие гражданского судостроения на Юге России. Уже к 1810 году было построено 24 больших судна и 36 каботажных. В последствие купеческая верфь стала строить по 20-30 торговых судов ежегодно. В соответствии с указом Государя императора Николая Первого от 4 июня 1830 года из государственной казны было отпущено для Херсонской купеческой верфи 150 тысяч рублей и предоставлены льготы судовладельцам. В 1840 году к Херсону было приписано 221 судно, из них 96 могли ходить в длительные рейсы, и имели общую грузоподъемность до 20 тысяч тонн.
В 1853 году предприниматель Вадон основал на берегу Днепра большую механическую мастерскую, которая в 60-х годах 19 века переросла в чугунолитейный и механический завод. В начале Крымской войны механическая мастерская выполнила первый казенный заказ на оковку 60 лафетов для орудий Очаковской крепости.
Значительное развитие приобрела переработка сельскохозяйственного сырья, в частности продуктов животноводства. Длительное время Херсон славился как центр шерстомойного производства на Юге России. Днепровская вода у Херсона оказалась подходящей для мытья шерсти, поскольку она не содержала примесей солей, а Карантинный остров(назывался так, по тому, что здесь проходили карантин все лица прибывшие в Херсон морем из-за границы) по своему расположению был наиболее удобным для устройства шерстомойных заведений. Первая шерстомойка возникла в Херсоне в 1822 году, в 1859 их насчитывалось уже 11. В том же году они дали продукции на 1,5 миллиона рублей, что превысило стоимость продукции всех других предприятий города вмести взятых. В этой сфере хозяйства трудилось наибольшее число рабочих – 3 тысячи человек.
В первой половине 19 века в городе существовала суконная казенная мануфактура, впервые упоминаемая в отчете губернатора за 1810 год. Развитие кожевенного дела началось с середины 40-х годов. В 1846 году два кожевенных завода произвели продукции на сумму 25 тысяч рублей. Просуществовали эти предприятия недолго: в 1857-1859 годах работы на них прекратились.
В 1846 году в Херсоне насчитывалось 11 заводов, перерабатывающих сало на смалец. На них истапливалось 12 тысяч пудов сала ежегодно на сумму 40 тысяч рублей. Салотопенное производство обусловило развитие свечного: число свечно-сальных заводов в 50-е – 60-е годы колебалось между четырьмя и шестью, в 1861 году вся сумма, на которую была произведена продукция этих предприятий, равнялась 16 910 рублям. Действовали также 7 табачных и 1 пивоваренный завод. В 1848 году начала работать паровая мельница – одна из первых в Малороссии. Наиболее распространенными были ветряные мельницы, устроенные севернее крепости, потому то эта часть города в последствии и стала называться Мельницы. В 1857 году в Херсоне насчитывалось 124 ветряные мельницы и 8 конных. В 1861 году оборот только одной паровой мукомольни составлял 200 тысяч рублей в год. В 1851 году в Херсоне основан первый лесопильный завод, в 1859 – второй. Лес сплавляли с верховьев Днепра, после распиловки он шел на нужды отечественного судостроения, а также отправлялся за границу. Для снабжения такелажем Черноморского флота в Херсоне создаются канатные предприятия. Наиболее крупным из них была казенная мануфактура, на которой ежегодно производилось канатных изделий на сумму 100-200 тысяч рублей. В Херсоне действовало 10 кирпичных и 2 канатных завода. Еще в 1807 году открылась типография.
Херсонский порт переправлял главным образом грузы, которые поступали с днепровских пристаней и направлялись затем в Одессу и Николаев для вывоза за границу. Ежегодно из Херсона вывозилось товаров на сумму 4 миллиона рублей. За время навигации 1857 года через наш порт прошло свыше 800 парусных судов и пароходов. Ввозились: лес, соль, табак, бакалейные товары. Вывозились: шерсть, зерно, канаты, чугун, сало, масло и др.
Херсон являлся одним из центров внутренней торговли. На Херсонской ярмарке в отдельные годы продавалось товаров на сумму в 50 тысяч рублей. В 1857 году в городе действовали 263 лавки и 123 винных погреба и трактира.
В 1846 году в Херсоне проживало 23 652 человека, из них 14 930 душ мужского и 8 722 души женского пола. В 1859 году число жителей города возросло до 43,9 тысяч человек. Значительную часть населения, как и прежде, составляли рабочие, занятые на верфи, а также и на других предприятиях. Жило в Херсоне немало людей военных, купцов, дворян и чиновников.
После того, как Херсон стал губернским центром, здесь начали строиться казенные губернские учреждения, что оказало влияние на внешний вид города. В 1846-1861 годах Херсон представлял собой портовый город с комендантским управлением и упраздненной (по высочайшему указу от 15 июля 1835 года)крепостью. Состоял он из двух разделенных крепостью частей, прилегавших к Днепру. Улицы были расположены параллельно друг другу и пересекались под прямым углом. В 1859 году в городе насчитывалось 4 752 строения. Часть домов возводилась из местного известняка, большинство – из самана. Все прибрежные улицы осенью и зимой утопали в болотной грязи.
В 1860 году в Херсоне имелось 2 больницы, но могли они обслуживать лишь незначительную часть населения (за год в большей из них лечилось 698 человек). Действовали 3 государственные аптеки. Всего в городе работало 10 врачей. Введу скопления войск в Херсоне как в губернском центре, в 1807 году в больших конюшнях светлейшего князя Потемкина-Таврического был устроен военный госпиталь.
Власти уделяли большое внимание делу народного просвещения. В 1806 году было открыто духовное училище, в 1807 – военно-сухопутное училище для солдатских детей, в 1813 учреждено уездное начальное училище. С 1815 года действовала губернская мужская гимназия. В ней учились дети дворян, офицеров, купцов, богатых мещан и иностранцев. В 1834 году в Херсоне открыто училище торгового мореплавания. Оно готовило штурманов, шкиперов и строителей коммерческих судов. В 1828 году учреждено училище для детей канцелярских служащих, готовившее чиновников младших классов табели о рангах для государственных организаций.
С нашим городом связаны имена некоторых выдающихся деятелей культуры, науки и искусства. В Херсоне бывал знаменитый гусарский генерал и поэт Денис Васильевич Давыдов. В октябре 1818 года он был назначен на должность начальника штаба 7-го пехотного корпуса ( 2-й армии), расквартированного в Херсоне. Здесь он основал школу для солдатских детей, где ввел прогрессивную на то время систему взаимного обучения. Весной 1819 года Д.В.Давыдов уехал из города, однако впоследствии он не переставал интересоваться деятельностью учрежденной им школы.
В 1820 году проездом из Крыма в Кишинев в Херсоне побывал гениальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. В нашем городе он искал следы пребывания своего деда И.А.Ганнибала.
В городе Херсоне были проездом два русских императора Александр Второй и Николай Второй (ранее в наш город приезжала Екатерина Великая, заложившая первый камень Екатерининского собора, названного так в её честь). В 30-е годы 20 века здесь жила (на улице Подпольной) бедная и всеми забытая старушка – родная сестра верховного правителя России, адмирала, ученого и изобретателя Александра Васильевича Колчака. Предки Колчака по материнской линии происходили из дворян Херсонской губернии. В нашем городе пустила корни семья Саксаганских, потомков знаменитых украинских театралов. Наш город считали для себя родным отпрыски генералиссимуса Суворова, правнук которого, Башмаков, был Херсонским губернатором. Здесь жил знаменитый капитан первого ранга Казарский – командир легендарного брига «Меркурий» (загадочную смерть Казарского многие историки-краеведы связывают с происками адмирала Сенявина).
В 1838 году в Херсоне стала издаваться газета «Херсонские губернские ведомости». В 1852 году был открыт частный книжный магазин с платной библиотекой, в которой насчитывалось около 10 наименований журналов и 200-300 книг. Специальная библиотека находилась при училище торгового мореплаванья.
В 30-е годы 19 века дворянство Херсонской губернии приобрело особняк генерала Лобри, одно из его помещений было приспособлено под театральный зал. На сцене театра выступали заезжие актеры и певцы. В августе 1846 года здесь играл великий русский актер М.С.Щепкин, приезжавший сюда вмести с В.Г.Белинским.
Херсон 18 века отражен в работах знаменитых художников того времени. Известный русский живописец-пейзажист Ф.Я.Алексеев, посетивший город в 1795 году, написал в 1797-1800 годах картину «Вид Херсона», на которой изображены Екатерининский собор и другие постройки на территории крепости, а также могилы русских воинов. Иконы для Екатерининского собора выполнил живописец М.Шибанов. В 80-е годы 18 столетия во время путешествия по Югу Новороссии художник И.Г.Мюнц сделал зарисовку «Город Херсон».
В конце 50-х годов 19 века наш город посетил российский писатель и этнограф А.С.Афанасьев-Чужбинский. В книге «Поездка в Южную Россию» он дал обстоятельное описание города.
Во время Крымской войны (1853-1856 годы) Херсон служил перевалочным пунктом для войск и ополченцев, двигавшихся в Крым для защиты Севастополя. В октябре 1854 года из Херсона в Севастополь поступило 6 тысяч пудов пороха. В городе размещались госпиталя для раненных солдат и офицеров. Херсон изрыт катакомбами. Многие из них появились во времена Крымской войны. Как правило, они вели из подвалов домов горожан к Днепру, и служили для скрытного перемещения русских войск. Типичным примером таких катакомб были два подземных хода, идущих из подвала дома обер-бургомистра Херсона Ивана Семеновича Остославского по направлению к реке. Один оканчивался лазом у самого Днепра, второй был тупиковым и служил для хранения оружия, боеприпасов и продовольствия.
Во второй половине 19 века в Херсоне резко возросло количество фабрик и заводов, повысилось промышленное производство. В 1885 году в городе насчитывалось 93 промышленных предприятия ремесленно-мануфактурного и фабрично-заводского типа. Из них два механических завода производили сельскохозяйственные машины, 56-занимались переработкой растительных и животных продуктов, 8 заводов выпускали черепицу, кирпич, гончарные изделия. Функционировало 27 предприятий ремесленного типа. В целом в городе производилось ремесленной продукции на 1 089 032 рубля в год. Благодаря интенсивному развитию в Херсонской губернии товарного зернового хозяйства, Херсон становится одним из центров мукомольной промышленности Малороссии. В 1897 году в Херсоне действовало 8 паровых мельниц, стоимость продукции которых составляла 700 тысяч рублей.
К началу 20 века роль фабрик и заводов, оснащенных паровыми двигателями, в промышленном производстве Херсона заметно возросла. На 20 фабрично-заводских предприятиях Херсона трудилось 1 218 рабочих и производилось продукции на 2,8 миллиона рублей в год. Наиболее крупным предприятием был чугунолитейный и механический завод Вадона, где в 1900 году было занято более 130 человек. В 1895 году при заводе соорудили док, начались судостроительные работы. В 1912 году количество рабочих достигло 500 человек, выпуск продукции составил 750 тысяч рублей в год. Накануне Первой моровой войны на верфи производилась сборка эскадренных миноносцев, строились буксирные пароходы. На шести лесопильных заводах Херсона насчитывалось 620 рабочих и производилось продукции на 1,9 миллиона рублей. Более 80 рабочих обслуживали 6 паровых вальцовых мельниц. Довольно крупным предприятием являлась табачная фабрика Лермана, где 87 рабочих изготовляли продукции на 186 тысяч рублей. Кроме того, действовали более мелкие предприятия: кирпично-черепичные и пивоваренные заводы, конфетная фабрика и другие. В 1905 году количество Херсонских рабочих достигло 2,3 тысяч человек.
Благодаря бурному развитию капиталистических отношений, произошли заметные изменения в городской торговле. Постепенно снизилась роль ярмарки, на которую в 1890 году было привезено товаров всего на сумму 21 тысяча рублей, а продано на 16 тысяч рублей. Наряду с торговыми операциями на ярмарке производился наем рабочих на сельскохозяйственные работы. К ее открытию в Херсон стекались толпы батраков, теснившихся на базарной площади и прилегающих к ней улицах. Быстро возрастала постоянная торговля, в 1879 году в городе уже действовало 200 различных торговых заведений с оборотом в 1 миллион рублей.
В 1880 году на 77 судов было погружено 119 500 пудов товаров на 402 200 рублей, разгружено 248 судов и 523 плота. Общий вес товаров, разгруженных с этих плавсредств, составляет 9 191 400 пудов, общая стоимость – 2 065 600 рублей. В 1900-1902 годах были проведены работы по углублению Днепровского устья у Херсона (до 22 футов) и строительству судоходного канала, который в 1902 году соединил порт с морем. Через Херсонский порт ежегодно в порты Западной Европы отправлялось до 24 миллионов пудов различных грузов, в т.ч. свыше 15 миллионов пудов хлеба. Импортные грузы почти не поступали: иностранные суда приходили сюда с балластом. Открытие 16 октября 1907 года железной дороги, связавшей Херсон с Николаевым, увеличило товарооборот порта. Тогда же вступил в строй железно-дорожный вокзал.
Развитию промышленности, внутренней и внешней торговли способствовало появление в Херсоне банковских и других кредитных учреждений. В 1897 году здесь действовали отделения Государственного банка, крестьянского поземельного банка, Общество взаимного кредита и Городской общественный банк, организованный в 1875 году при городской думе.
Оживление капиталистической экономики сопровождалось ростом городского населения. В 1897 году в Херсоне прожевало 59,1 тысяч человек. Изменился и его социальный состав: с одной стороны, численно росла буржуазная прослойка, с другой – больше стало рабочих.
Значительно увеличились внешнеторговые обороты Херсонского порта. Перед первой мировой войной больше всего было вывезено зерна в 1911 году, когда на 239 судах в страны Западной Европы было отправлено 59,6 миллиона пудов хлеба. Из-за границы ввозилась в больших количествах кровельная черепица.
В начале 20 века в Херсоне открылись отделения Петербургского международного, Русско-Азиатского, Соединенного и Русского для внешней торговли банков. Значительные капиталы сосредоточились в Городском общественном банке, в отделении Государственного банка, в Обществе взаимного кредита, в Ссудо-сберегательном товариществе прогрессивной монархической организации «Союз русского народа».
В 1913 году в Херсоне работали 2 мужские и 5 женских гимназий, реальное, коммерческое и земское сельскохозяйственное училище, мореходное училище дальнего плавания, две фельдшерские школы (из них одна военная), духовное училище, учительская семинария.
В 1914-1915 учебном году действовало 55 школ, в это число входят начальные земские школы, церковноприходские и школы Министерства народного просвещения.
В 1872 году в Херсоне открылась Городская публичная библиотека. Ее фонды насчитывали 29 тысяч книг. В 1896 году для библиотеки было построено новое здание. В 1910 году в городе работало 10 библиотек и 4 читальни, их услугами пользовались 7 729 читателей.
В 1890 году В.И.Гошкевич, работавший тогда в Губернском статистическом комитете, основал археологический музей. До революции вышло 7 выпусков «Летописи музея», где публиковались результаты научных исследований, собирательской и просветительской работы сотрудников музея. В 1890 году начала работать и Губернская ученая архивная комиссия. В 1898 году природовед И.К.Пачоский основал музей естественной истории, просуществовавший до 1906 года как губернский энтомологический кабинет. В начале 20 века в Херсоне начал работать педагогический музей Н.И.Пирогова.
Большую работу по сбору и обработке статистических материалов проводили местные земские статистики. Со второй половины 19 века начали выходить «Статистико-экономические обзоры Херсонской губернии», «Статистико-экономические обзоры Херсонского уезда», «Отчеты о деятельности Херсонской уездной земской управы», «Материалы для оценки земель Херсонской губернии». На рубеже 19-20 веков в городе работало 7 книжных лавок.
Первая Мировая война отрицательно сказалась на экономической, общественно-политической и культурной жизни города (хотя в начале войны в народе царил дух патриотизма и монархизма). Промышленность пришла в упадок, на полную мощность работали только предприятия, производившие военную продукцию. Так верфь Вадона совместно с созданными в Херсоне филиалами Путиловского и Петроградского металлических заводов собрала несколько эскадренных миноносцев. Завод сельскохозяйственных машин и орудий собирал саперные двуколки и повозки, снарядные гильзы, телефонную аппаратуру. Выполняя военные заказы, предприятие работало круглосуточно, объем его производства намного увеличился, численность рабочих достигла тысячи человек.
Известие о Февральской революции в Херсоне было официально обнародовано 2 марта 1917 года. Отречение от престола Государя Императора Николая Второго в Херсоне трактовалось по-разному. Многие представители интеллигенции и дворянства предчувствовали катастрофу, офицеры и военное чиновничество отчетливо видели крушение власти и армии. 4 Марта на крупных промышленных предприятиях Херсона – на заводе сельскохозяйственных машин и орудий и на верфи Вадона состоялись митинги и собрания рабочих. Рабочие, настроенные наиболее радикально, освободили из херсонской тюрьмы 2 тысячи уголовных заключенных. В Херсоне началась анархия. Бороться с разгулом бандитизма начала новая власть, пришедшая на смену старой, только в 1919 году, – военная администрация правителя Юга России генерала А.И.Деникина.
04.02.2007. Павел Иванов-Остославский
Город нынешний и город минувший
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-09-24 20:35:55
Страница: 1