Бронекатера атакуют…
Героические усилия наших воинов, сражавшихся за Херсонщину в годы Великой Отечественной войны, невозможно переоценить. Имена многих солдат, матросов и офицеров, воевавших в Северной Таврии, давно стали легендой. Однако в историю могут входить не только люди, но и корабли. Убедительным доказательством этому служат суда Дунайской военной флотилии монитор «Ударный» и бронекатер № 301. Последний стоит сейчас над Днепром в Херсоне, в качестве памятника.
Командный пункт Дунайской флотилии с 14 по 19 августа 1941 года был расположен на мониторе «Ударный». Первая замаскированная стоянка «Ударного» находилась в устье реки Конка, возле острова Белогрудый.
18 Августа 1941 года монитор занял позицию у левого приверха Большого Потёмкинского острова, откуда хорошо были видны Херсонский порт и весь водный плёс, простирающийся от причалов порта. С этой позиции было удобно вести интенсивный огонь по танкам и пехоте гитлеровцев, рвавшихся к Днепру.
Меткость стрельбы «Ударного» обеспечивали корректировочные посты, возглавляемые старшим лейтенантом М.Е.Подколзиным. Орудия корабля выпустили 260 снарядов калибра 130 мм. Захватчикам был нанесён значительный урон. Монитор и канонерские лодки «Буг» и «Днепр» на данном участке обороны сдерживали фашистов своим артогнём в течение всего 18 августа. Стрельбу они прекратили только в 18.40, чтобы не нанести урон советским войскам, которые к этому времени уже отступили в Херсон.
К 19.00 немецкие танки прорвались к элеватору, а через час уже были в порту. У причала находился минный заградитель «Колхозник». Из своих орудий и пулемётов он прямой наводкой ударил по пехоте и танкам противника.
За кормой «Ударного» стоял наш резерв – отряд бронекатеров, которым командовал капитан-лейтенант И.К.Кубышкин. Когда настал критический момент боя, капитан 2 ранга В.В.Григорьев, начальник штаба флотилии, исполнявший обязанности командующего (вместо контр-адмирала Абрамова и вице-адмирала Левченко, отбывших в Запорожье – в штаб Южного фронта), приказал Кубышкину двумя бронекатерами прорваться к причалам и артиллерийским огнём уничтожить немецкие танки, затем эвакуировать состав сухопутных частей флотилии на левый берег Днепра.
Катера на полном ходу помчались к порту. На подходе они открыли огонь их пушек и пулемётов. В ответ по ним ударили немецкие танки. Основной огонь немцев был направлен на БКА-201, идущий первым. Бронекатер потерял ход, потом управление, смолкли носовые орудия и пулемёты. Танки противника продолжали вести огонь по катеру. На нём вспыхнул пожар. Видимо снаряд попал в бензоотсек. Катер накренился на борт и начал тонуть. Вмести с кораблём погибло командование (капитан-лейтенант И.К.Кубышкин, военком К.Т.Семёнов и начальник штаба дивизиона бронекатеров старший лейтенант С.И.Кулешов), а также весь личный состав катера.
Второй бронекатер №205, маневрируя на полном ходу, ушёл без повреждений.
Ночной бой продолжался. Наши подразделения, отбиваясь от наседавшего врага, переправлялись на кораблях и плавсредствах на левый берег.
К исходу дня 18 августа командир «Ударного» получил приказ об оставлении Херсона. Корректировочный пост монитора вернулся на корабль. Бронекатера с последними защитниками города ушли в протоки возле Цурюпинска и Голой Пристани. За ними поспешил штабной корабль «Буг». Однако он не смог увернуться от вражеских снарядов и загорелся от прямых попаданий. Его командир, старший лейтенант Николаев, будучи тяжело раненным, с оторванной ногой, всё же довёл корабль до левого берега. Команде он приказал сойти на берег, а сам погиб вмести с кораблём, взорвавшимся из-за возгорания горючего и боекомплекта.
В поздних сумерках «Ударный» оставил позицию у правого берега. Недалеко от порта стояла баржа с боеприпасами флотилии. Командир монитора капитан-лейтенант И.А.Прохоров распорядился взять её с собой. Экипаж «Ударного» пришвартовал её к борту, таким образом монитор доставил баржу в Голую Пристань.
В протоке на выходе в лиман, в районе поста Красный, командир монитора подыскал отличную позицию. На неё он и привёл «Ударный» из Голой Пристани. Корабль по ночам не однократно выходил на реку и производил артиллерийские налёты на позиции противника. Во время одного из таких обстрелов он поджёг в Херсоне нефтебазу. Она горела несколько дней. Окончив артобстрел, корабль возвращался на свою стоянку и тщательно маскировался. Днём вражеские самолёты-разведчики не раз летали над плавнями, но монитор обнаружить не смогли.
16 Сентября монитор получил приказ уйти в Ягорлыцкий залив. Фарватеры были заминированы, но экипажу «Ударного» удалось благополучно провести корабль мимо минных заграждений и, обогнув Кинбурнскую косу, на следующий день прибыть к месту назначения – в район села Покровки, где находился штаб флотилии. Сюда же прибыл монитор «Железняков».
Из-за малых глубин, оголённости Кинбурнской и Тендровской кос, подходить к берегам было нельзя. Корабли всё время находились на зеркале воды, наведу у сухопутных частей неприятеля, а при атаках вражеских самолётов им оставался только манёвр.
19 Сентября командующий флотилией поставил задачу – на рассвете «Ударному» обстрелять вражеские позиции, находящиеся в селе Ивановка, «Железнякову» открыть огонь по немецким войскам, оборонявшим порт.
С наступлением темноты мониторы снялись с якоря, и вышли на исходные позиции. На следующий день после обстрела вражеских укреплений, примерно в 15.00 со стороны Херсона появились 20 немецких самолётов «Ю-88». Образовав кольцо над кораблём, они начали атаковать.
Командир «Ударного» И.А.Прохоров, меняя скорость хода и курс движения, всячески уклонялся от бомб, сыпавшихся с самолётов. Артиллеристы и пулемётчики старались не подпускать вражеские самолёты близко к кораблю.
И всё же «юнкерсы» прорвались к цели. Одна из бомб попала в корму монитора и вывела из строя первый двигатель.
Появилось масса пробоин. Вода заливала машинное отделение и кубрики. Более двух часов с короткими передышками продолжались атаки самолётов. Во время последней атаки бомба попала прямо в рубку монитора и разорвалась в центральном посту, под ней. Погибли все, кто там находился, в том числе и командир корабля капитан-лейтенант Прохоров и гидрограф Орлянский. Капитан 3 ранга командир дивизиона мониторов В.А.Кринов чудом остался жив. Он приказал экипажу растерзанного корабля уходить. На борту имелась одна шестивёсельная шлюпка. Расстояние до берега 6-8 кабельтовых. На шлюпке и вплавь оставшиеся члены команды монитора добрались до берега. Юнкерсы на бреющем полёте вели по ним прицельный огонь. Катерный тральщик, пришедший через некоторое время на помощь морякам «Ударного», переправил их в село Покровку. Всем им немедленно была оказана медицинская помощь. Раненных положили в госпиталь.
В 1941 году, в дни обороны Херсона и левобережья Днепра экипаж бронекатера №301, как и других кораблей дивизиона, нёс патрульную службу, выявлял и обстреливал огневые точки противника, перебрасывал подкрепления частям, оборонявшим город, и перевозил раненых. Когда немцы прорвались в порт, бронекатер эвакуировал в Цурюпинск советских бойцов, оборонявших его. Всё это приходилось делать под ожесточённым артиллерийским огнём.
Заняв город, гитлеровцы пытались навести временные переправы через Днепр и перебраться на левый берег. Бронекатера, в том числе и 301-й, пресекали эти попытки.
22 Августа рота немцев начала на лодках форсировать реку в направлении Раденска. Получив приказ командования, БКА-301 сразу же вышел на перехват десанта. Огнём орудий и пулемётов немецкая рота была уничтожена почти полностью. В разгроме вражеского десанта бронекатерам помогли подразделения 469-го стрелкового полка 9-й армии, занимавшие оборону под Цурюпинском.
По ночам БКА-301 выходил из притоков и ериков, где он базировался, для выполнения огневых налётов на военные объекты в Херсоне, указанные разведчиками.
3 Сентября экипаж бронекатера получил задание: в составе группы судов уничтожить вражескую переправу Береслав-Каховка. К месту выполнения задания корабли вышли в 2 часа ночи. БКА-301-й шёл в колонне бронекатеров третьим. После прохода недостроенного Антоновского моста, перед рассветом, немцы обнаружили корабли и открыли артиллерийский и миномётный огонь. Бронекатера начали отстреливаться. Вскоре первый в колонне бронекатер был подбит. Он потерял ход и начал тонуть. Следовавший за ним попытался оказать помощь тонущим матросам, но также был повреждён меткими попаданиями вражеской артиллерии. Умело маневрируя и отстреливаясь, БКА-301-й проскочил опасную зону и пошёл вверх по реке. Однако, вскоре по нему противник снова открыл огонь. Снарядами был повреждён руль, бронекатер потерял ход, появилась течь. Вскоре ещё одно попадание заклинило артиллерийскую установку. Командир корабля Н.И.Смертин приказал экипажу покинуть борт и добираться до берега вплавь, а сам остался в рубке. Следующий снаряд угодил в бензоцистерну. Произошёл мощный взрыв. Смертин получил ожёг, контузию и три ранения, но остался жив. Взрывной волной Смертина выбросило с корабля в воду. Его спасли матросы, очнулся он только на берегу.
Затонувший 3 сентября 1941 года в районе Антоновского моста БКА №301, был поднят в 1979 году, восстановлен на херсонском заводе им. Коминтерна и поставлен на постамент в Херсоне, над днепровской кручей.
Монитор «Ударный» и бронекатер № 301 навсегда стали неотъемлемой частью истории нашего города. На воинской доблести их экипажей должна быть воспитана херсонская молодежь. Мужество и патриотизм предков – лучший пример для потомков.
23.07.2007. Павел Иванов-Остославский