Галичане – древнерусские сепаратисты
Центральные власти Украины периодически обвиняют через СМИ в сепаратизме Восток и Юг страны. К этому население уже привыкло, хотя и привыкло зря, ведь первыми «парад суверенитетов» открыли Львов и Ивано-Франковск, расположенные на Западе. Именно эти города во время «оранжевой революции» раньше других объявили о своем возможном выходе из состава Украины, если «их» кандидат проиграет на выборах. Однако стремление обособиться от центральной киевской власти у галичан впервые было замечено отнюдь не во времена «майдана». Галичане пытались диктовать Киеву свои требования еще в средние века, так что не удивительно, что древнерусское государство развалили именно они.
В 12 веке Галич являлся мощнейшим центром местного сепаратизма, а главными сепаратистами были те самые, прославленные ныне державотворцы, князья Роман и Данило Галицкие.
Вообще же удивляться такому положению вещей не стоит, ведь древние галичане отличались от настоящих русичей очень многим: психологически, культурно, антропологически и генетически. Коренные гуцулы по своему глубинному происхождению - вообще не славяне. Они являются продуктом смешения самых разных племен, среди которых славянский элемент был далеко не доминирующим. Подсознательно уроженцы Западной Украины ощущают это до сих пор. Даже те, которые вообще ничего не читали – ни исторических книг, ни журналов, ни даже отрывных настенных календарей.
Тот, кто тесно общался с обитателями Львовской и Ивано-Франковской областей на национально сознательные темы, наверное, не раз слышал от них такое выражение – «расовый галичанин». Но если существует определение, то должно существовать и явление, то есть, должна жить на белом свете какая-то местная гуцульская раса – определенный человеческий тип, принципиально не схожий со всеми остальными.
Разгадку этой тайны можно обнаружить в любой солидной монографии, посвященной вопросам славянского этногенеза.
На рубеже старой и новой эры славян в Галичине еще не было. Эту территорию населяли носители археологической «культуры карпатских курганов» - дакийское племя карпов. Древние же даки являются предками румын и молдаван. Во втором веке нашей эры при императоре Трояне их покорили римляне, основав на территории современной Румынии провинцию Дакия. До сердца Карпат римляне не дошли. Уроженцев цветущей Италии не интересовали бедные земли, населенные отсталыми аборигенами. Племя даков-карпов вскоре оставили в покое, дав им возможность развиваться в рамках своей «культуры карпатских курганов».
В эпоху великого переселения народов с Волыни на эту территорию начали просачиваться славяне. В 5-6 веках даки попали под их сильное влияние. Даки утратили свой язык, перейдя на славянское наречие и сильно исказив его. Из даков, подчинившихся римлянам получились со временем румыны и молдаване, а из тех, кто признал над собой превосходство славян – нынешние галичане. По сути дела галичане – это ославяненные молдаване. У них одна и та же неславянская внешность: горбоносые смуглые лица, почти одинаковые расшитые бисером кептари шерстью во внутрь, похожий музыкальный и вокальный фольклор.
Под власть Киево-Новгородской Руси прикарпатские земли попали поздно. По началу Русь соперничала за них с Польшей. Это продолжалось вплоть до 10 века, когда Владимир Святой отобрал их в состав так называемых «червенских городов». Отсюда и другое название Галичины -Червонная Русь. Ее первой столицей был, кстати, не Галич, а Перемышль.
В начале 12 века на этих землях появился удачливый и жадный до власти и угодий князь Владимирко. Происходил он из Рюриковичей и был отдаленным потомком великого князя Владимира Святого. Почти все его ближайшие родственники быстро отошли «в мир иной», и Владимирко стал самым крупным местным правителем. Правда жил еще на белом свете его двоюродный брат князь Иван, но с ним он поступил просто – при помощи военной силы отобрал у него удел. Пришлось князю Ивану, подобно Владимиру Дубровскому, пойти в благородные разбойники. Став единственным правителем Галиции, Владимирко перенес столицу своего государства из Перемышля в Галич. Галич был удобен тем, что находился строго по середине княжества, из него было легче управлять… и грабить.
Дальнейшая политика этого сепаратиста была проста: кто бы не утвердился в Киеве на великокняжеском престоле, он считал его своим заклятым врагом и как мог подгрызал центральную власть. В 1139 году киевским правителем стал Всеволод Ольгович. Но Владимирко не считал его «за человека» и гнул свою линию – добивался фактической независимости от столицы Руси. Тогда Всеволод собрал мощную коалицию князей, пригласил половцев и отправился на Галицкого сепаратиста в поход. Устоять против такой мощной коалиции Владимирко не смог и под Перемышлем проиграл решающую битву. Но был он таким хитрым и изворотливым, что уговорил киевского князя помириться, уплатив ему 70 кг серебра. Забрав контрибуцию, Всеволод вернулся в столицу.
Владимирко дешево отделался, ведь богат он был, как Крез. Днепровский торговый путь перекрыли половцы, от чего Киев постепенно слабел. Зато галичане контролировали всю торговлю, идущую по Днестру, сказочно обогащаясь на транзите между Византией и Западной Европой. Однако Владимирко был настолько жадный, что его ненавидели даже собственные бояре. Когда однажды князь-сепаратист уехал на охоту, бояре «призвали на княжение» его брата – того самого Ивана Берладника, единственного ближайшего родственника Владимирки. Узурпатор вернулся с охоты и застал ворота Галича на замке. Собрав войско, Владимирко осадил город. После трехнедельной осады на масленицу 1145 года город сдался «на милость победителя». Вот как пишет об этом Ипатьевская летопись: «Войдя в Галич, многих людей порубал, а других казнил казнью лютою». Одним словом, были дружинники Владимирки ему под стать – и крепости брать умели, и мирных жителей резать, причем своих же - галичан.
Тем временем в Киеве появился новый суверен: внук Владимира Мономаха – Изъяслав. Он пошел в поход на Владимирка и разбил его. Причем разбил так, что тот готов был на все – на любой выкуп, лишь бы ему сохранили жизнь. Он даже умолял союзника Изъяслава венгерского короля Гейзу замолвить за себя словечко. «Просите короля,- говорит он своим вассалам.- Пусть не выдаст меня».
К Изъяславу хитрый галичанин тоже шлет посольство со словами: «Брат! Я кланяюсь тебе и каюсь за свою вину, потому, что виноват я. Ныне же, брат, прими меня к себе и прости меня… » И, как ни странно, Галицкого прохвоста и на сей раз прощают. Все садятся пировать в шатре у венгерского короля, а к Владимерке отправляют гонца с крестом, который тот на радостях целует, клянясь в вечной верности киевскому князю. По условиям мира он должен вернуть все захваченные у киевлян города и веси и признать себя вечным вассалом Изъяслава.
Но как только войска расходятся по домам, Владимирко забывает о кресном целовании. Ипатьевская летопись сохранила поучительный рассказ о киевском после, боярине Петре Бориславиче, который напомнил Галицкому сепаратисту о нарушенной присяге: «Княже! Ты крест целовал!» В ответ Владимирко только ехидно ответил: «Вот этот маленький крестик? Иди отсюда и ступай к своему князю!»
Как только Петр Бориславич уехал, Владимирка разбил паралич и он вскоре умер. После этого Галичиной стал править Ярослав Осмомысл. Он сразу же подтвердил свою безоговорочную зависимость от стольного града Киева. Это событие отдалило развал Руси на полвека. После смерти Ярослава Осмомысла новая династия Галицких князей снова подняла знамя борьбы с центральной киевской властью.

12.05.2007. Павел Иванов-Остославский

(Данные, положенные в основу статьи, взяты из книги Олеся Бузины «Тайная история Украины-Руси»).