Европейская геральдика
Геральдика – древняя отрасль исторического знания, искусство составления гербов и эмблем.
Возникнув еще во времена крестовых походов, она впитала в себя многие традиции средневекового рыцарства, отразила быт, культуру и мировоззрения элитариата феодальной Европы. Любой, кто посвятил себя изучению геральдики, так или иначе, приобщается к ее традициям, к ее философии, проповедывающей самые высокие человеческие добродетели. Геральдика воспитывает любого, кто проникся ее обаянием, в духе таинственной и благородной древности. Она способна научить современного человека с уважением и пониманием относиться к своему прошлому.
Геральдика стала возникать и формироваться в Европе еще во времена раннего средневековья, однако пик ее развития приходится на эпоху крестовых походов. Все основные элементы герба берут свое начало от рыцарей-крестоносцев, участвовавших в военных походах для защиты «гроба Господня». К примеру, намет (стилизованный узор вокруг щита и шлема герба) - ничто иное, как видоизмененный плащ, рассеченный ударами мечей, порванный в клочья во время сражений, рыцарских поединков и многодневных изнуряющих маршей. Деление щита на части (щит – рассеченный, пересеченный, рассечено-пересеченный) тоже на прямую связано с реалиями средневекового боя. Вступив в поединок со своим противником, рыцарь принимал на щит удары холодным оружием. Естественно, что эти удары имели различные направления. На щите оставались отметены в виде полос, идущих в разные стороны и делящих щит повдоль или поперек, или наискось.
Традиция помещать на щит различные символы, отличающие рыцарский род и рыцаря лично, также берет свое начало в эпоху крестовых походов. Во время боя первоначально было очень трудно отличить, где свои, а где чужие – все солдаты и рыцари были одеты приблизительно в одинаковые доспехи, их лица скрывали решетины или забрало, а ряды и различные фигуры построения смешивались. Поэтому даже знамена и хоругви часто не могли служить отличительными признаками сражающихся. Благодаря этому рыцари стали помещать на свои щиты различные символические изображения, отличающие их личные доблести и служащие для распознавания воюющих за разные противоборствующие стороны.
Важнейшим элементом герба является щит. В зависимости от формы щиты делятся на несколько разновидностей: французский, испанский, итальянский, немецкий, нормандский, английский.
В гербах часто присутствует рыцарский шлем, причем шлемов в каждом конкретном гербе может быть различное количество: от одного до пяти. Над шлемом располагается клейнод (нашлемник). В гербах, как правило, имеется намет. В некоторых гербах имеются щитодержатели – фигуры людей или животных, которые как бы поддерживают щит, прикасаясь к нему руками (лапами, крыльями, спинами и прочее). В тех гербах, где есть щитодержатели, имеется и подножие – земляной холм, узор-орнамент, намет или девизная лента. На подножие всегда опираются фигуры щитодержа-телей.
Чрезвычайно важным элементом герба является корона. В родовой геральдике используется несколько корон: дворянская, баронская, графская, маркизская, герцогская, княжеская, королевская и императорская. Эти же короны применяются и в гербах тех политико-территориальных образований, которыми владеют данные титулованные особы. В геральдике широко известны случаи, когда достоинство герба обозначается не только с помощью короны, но и при посредстве рыцарского шлема: располагается ли шлем в анфас, вполоборота, или в профиль, куда он обращен – вправо или влево, сколько на нем решетин и есть ли забрало. Городская геральдика использует башенные короны. В императорской России в зависимости от степени административной подчиненности городов, городским гербам присваивали различные короны: двузубую красную (для посадов и хуторов), двузубую золотую (для деревень), трезубую (для уездных центров), пятизубую (для губернских центров), императорскую (для столицы государства). Императорскую корону также присваивали гербам губерний.
В геральдике активно применяется колоративная символика. Все цвета традиционно делятся на естественные и геральдические. Геральдические в свою очередь делятся на финифти и металлы. Существуют основные финифти (червлень, чернь, лазурь, зелень пурпур) и вспомогательные (диамантовая, оранжевая, кровавая). В геральдике используется всего два металла – золото и серебро.
Семантика геральдических цветов очень разнообразна, она имеет как светское, так и религиозное содержание:
золото – вера, справедливость, милосердие, смирение, могущественность, знатность, постоянство, богатство;
серебро – чистота, правдивость, невинность, благородство, откровенность, белизну;
червлень – любовь, мужество, смелость, великодушие, кровь, пролитая за церковь и царя;
чернь – осторожность, мудрость, постоянство, мрак, печаль;
лазурь – целомудрие, честность, безупречность, небо;
зелень – надежда, изобилие, свобода, радость, луговая трава;
пурпур – благочестие, умеренность, щедрость, верховное господство.
В геральдике также применяются меха: горностаевый (символ верховной власти) и беличий (символ духовной чистоты).
Фигуры, применяемые в геральдике, тоже имеют свою собственную классификацию: геральдические (элементы деления щита различной конфигурации) и негеральдические (изображения живых и неживых объектов, мифологических существ и прочие). Геральдические фигуры делятся на простые и почетные.
В геральдике существуют свои особые правила и традиции составления гербов, однако лица, причастные в разное время к герботворчеству, придерживались их недостаточно последовательно. Отчасти это можно объяснить тем, что геральдические правила имеют много специальных исключений, а кроме того традиции в каждой Европейской стране несколько отличаются друг от друга.
Некоторые геральдические реалии, упомянутые выше, без труда можно обнаружить в современной российской и украинской символике. Нынешний герб Украины, как и подавляющее большинство гербов других европейских государств, наследует древние традиции средневековой геральдики и является символическим воплощением государственной власти, и тех добродетелей, с которыми ассоциирует себя народ. Первоначально украинский трезубец был знаком собственности древнерусских правителей из династии Рюриковичей. По некоторым данным он восходит к одному из норманнских гербов, которым владели предки Рюрика – к орлу, изображенному головой вниз. Современный украинский трезубец до сих пор сохранил некоторое отдаленное сходство с этим древним скандинавским символом.
Вероятно, не меньшей древностью отличается и современный герб России, ведущий свою «родословную» из средневековой Византии. Постоянно изменяясь и эволюционизируя, российский орел уже на протяжении нескольких веков (со времен царя Ивана 3 и его супруги – царицы Софьи, в девичестве византийской принцессы), является символом безусловного превосходства России на значительных евроазиатских пространствах.
Геральдическая символика чрезвычайно разнообразна. Чаще всего геральдические фигуры и цвета, применяемые в гербах, символизируют добродетели и достоинства, приписываемые владельцу герба или его предкам. В общем и целом геральдика прославляет самые высокие человеческие добродетели – честь, благородство, милосердие, изящество, ум и воинскую доблесть.
10.2001.-02.2002.-03.04.2007. Павел Иванов-Остославский