Славяне: вопрос о корнях.
Вопрос о происхождении славян является одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов, стоящих перед исторической наукой. Издревле селясь на обширных равнинах от Дуная до Волги( а еще раньше в Азии), индоевропейские предки славян постоянно смешивались с другими народностями, перенимали у них и передавали им расово-генетические, языковые и культурные черты. Постоянно происходил процесс взаимоассемиляции. Этногенез любого народа, и в первую очередь современного, это сложное явление, глубокое изучение которого неизбежно приводит к выводу о том, что народов, так сказать, «чистых» по языку, генетике и культуре- не существует и не существовало никогда. А из этого следует, что всевозможные националистические теории, господствующие сейчас в сердцах и умах многих людей, не имеют под собой никаких оснований.
Данная статья посвящена вопросу происхождения протославян, а также их отношениям с соседними народностями и племенами. Опирается данная статья преимущественно на данные истории и археологии Северного Причерноморья.
Преемственность материальной культуры предков славян можно проследить в глубь веков. Данные некоторых исследований указывают на явную генетическую связь между такими археологическими культурами, как- культура Колоколовидных кубков(Западная и Центральная Европа), Шнуровой керамики(энеолит-неолит, 3-2 тыс. до н.э., Европа), Комаровская(15-12 в.в. до н.э., восточные Карпаты), Белогрудовская(11-8 в.в. до н.э., поздняя бронза, Правобережная Украина), Чернолесская(10-8 в.в. до н.э., Среднее Поднепровье), сколоты(протославяне- скифы-пахари).
Культуры Колоколовидных кубков и Шнуровой керамики являются прародительницами еще и предков германцев и балтов (Фатьяновская и Балановская культуры). От культуры Шнуровой керамики происходит также генеалогическая ветвь- Тшенецкая и Лужицкая культуры. Многими учеными они считаются протославянскими.
Надо отметить, что все эти археологические общности развивались отнюдь не изолированно. Так, например, культура Колоколовидных кубков- родоначальник славяно-балто-германской родословной- испытала некоторое влияние Дунайской культуры, культура Шнуровой керамики- культуры Воронковидных кубков, происходящей от типично европейской Михильсберской культуры. Лужицкая протославянская культура позаимствовала некоторые кельтские черты.
С 8-7 в.в. до н.э. на территорию Южной и Центральной Украины стали проникать скифские племена. Вскоре они покорили сколотов и дали им свое наименование. У Геродота протославяне упоминаются как скифы-пахари, а собственно скифы называются «царскими».
Собственно скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны киммерийцам, савроматам(сарматам), массагетам и сакам. Основными письменными первоисточниками информации о скифах являются греческие и римские авторы, а также древневосточные папирусы. Одни исследователи считают их потомками носителей Срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшейся с начала 14 века до н.э. с территории Поволжья на Запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с местным населением Северного Причерноморья, в том числе и с протославянами.
Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые к 7 веку до н.э. были вытеснены с Юга Украины в Малую Азию. Основная территория расселения скифов- степи от Дуная до Дона, включая степной Крым. Северная граница расселения- неясна. Тесные отношения с греческими городами Северного Причерноморья, усиленная торговля скифов скотом, хлебом и мехами, убыстряли процесс классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно эволюционализировал в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием 1 в 514-513 годах до н.э. На рубеже 5-4 веков до н.э. князь Атей устранил других скифских князей и узурпировал всю власть. Став царем, он в 40-е годы 4 века до н.э. закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Археологические исследования Каменского городища, находящегося близь Никополя, показали, что оно в эпоху расцвета скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. С 4 века до н.э. в Приднепровье появляются огромные курганы, в которых похоронены скифские цари и другие представители аристократии. В такие могилы ложили богатое оружие- мечи-акинаки в золотых ножнах, стрелы с бронзовыми наконечниками в золотых колчанах, копья и дротики. В богатых могилах часто встречалась медная, серебряная и золотая посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы. В 339 году до н.э. царь Атей погиб в войне с македонским царем Филиппом 2. В конце 3 века до н.э. территория Скифии под напором сарматов сократилась. В Крыму, на р. Салгир была основана новая столица Скифии- Неаполь.
Скифское царство просуществовало до второй половины 3-го века н.э. и было уничтожено готами.
Кроме скифов-пахарей(сколотов) существовали и другие археологические и культурно-языковые общности, имеющие прямое отношение к истории славянства.
Некоторые древние ученые протославян называли венетами. Однако, сведения об этом племени туманны. Значительно больше дошло до нас информации о венетах, живших на берегу Адриатического моря и по реке По. Однако эти венеты предками славян не являются, равно как и кельтское племя венетов, жившее на территории современной Франции, на побережье Атлантического океана.
Византийские писатели 6-7 в.в. н.э. называли восточных славян антами. Скорее всего слово «анты» происходит от общеславянского наименования «венты»(т.е. венеты).Впервые анты упоминаются в одной из керченских табличек 3 века н.э. Основные сведения по истории этого племени встречаются в произведениях Прокопия, Иордана, Агафия, Минандра и др. Анты жили на территории между Карпатами и Северным Донцом. В советской исторической энциклопедии анты отождествляются с носителями Черняховской археологической культуры, однако, та же энциклопедия в другой словарной статье носителями Черняховской культуры объявляет готов. Отсюда можно сделать предположение, что черняховцы, были, скорее всего, смешанным населением среднего Поднепровья.
Анты жили в 4-6 в.в .н. э. Они знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное искусство, обработку камня, кости, ткачество. Росла внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, была и внешняя торговля, например, с Римской Империей. Существовало денежное обращение. В качестве денег использовались римские серебряные монеты.
Для антов была характерна сельская община. Археологам известны обширные открытые поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств. Большого развития у антов достигло рабовладение, хотя рабы содержались в значительно менее суровых условиях, чем в Риме. В 3-4 веках у антов складывается государство, не получившее завершения в дальнейшем. В письменных источниках 6-7 веков упоминаются политические деятели антов- князья Боз, Ардагаст, Пирагост, дипломат Мизамир, вельможи Идарий, Келагаст, полководцы Хельбудий, Доброгаст и
Всегорд. По сведениям Прокопия и Менандра анты имели мощную военную организацию, выставляли войско в несколько десятков тысяч человек. В 4 века анты вели упорную борьбу с остготской державой Германариха. С начала 6 века они вмести со склавинами повели масштабное наступление на балканские владения Византии.
Часть антов и склавинов осталась на Балканах. Они стали этнической и генетической основой болгар, сербов, хорватов, черногорцев и других славянских народов Балканского полуострова. С конца 6 века анты вели войны с аварами. В 7-8 веках место антов заняло новое, более обширное объединение славянских племен, -Русь, ядро которого совпало с наиболее развитыми землями антов.
Современное славянство возникло как результат сложного генетического и культурного смешения протославян с другими народностями. Попытки отдельных современных политиков националистического толка представить историю украинцев как единый процесс кристаллизации «великой арийской расы», имеющей исключительные права и превелегии, никаких объективных оснований под собой не имеет.
21.09.2006. Павел Ивано-Остославский