Трипольская культура: мифы и реальность.
Многие украинские историки, живущие в наше время, искренне считают Трипольскую культуру прародительницей мировой цивилизации. Бытует мнение, что все самые великие изобретения древности были сделаны и впервые использованы трипольцами. Более того – раннерабовладельческие государства Египта, Шумера, Китая и Индии являются осколками «Великой Трипольской Империи», основанной естественно нашими прямыми предками: «чистокровными арийцами» - протоукраинцами…
Трипольская культура была открыта в 1896 году известным киевским археологом Викентием Хвойкой. Поблизости от села Триполье под Киевом он обнаружил древнее поселение, в котором находилась керамика оригинального вида. Керамику сразу же стали активно исследовать и другие учёные. Со временем выяснилось, что древние горшки являются уникальными только с точки зрения малороссийской археологии. Такая же утварь в огромных количествах была найдена в Румынии (культура «Кукутень»), в Молдавии, а так же в Галиции (культура «Галицкой расписной керамики»). Среди деятелей науки разгорелись споры о генетической и культурной близости носителей Трипольской культуры к современному населению Восточной Европы. Было выдвинуто несколько гипотез, в т.ч. и «протославянская», однако большинство исследователей к ней отнеслось осторожно.
Вот, что пишет о Трипольской культуре современный исследователь Олесь Бузина в своей книге «Тайная история Украины-Руси»: «Ко времени открытия Хвойкой Трипольской культуры место жительства ранних славян определяли по ареалу распространения т. н. «Пражского горшка», найденного естественно под Прагой. Однако беда состояла в том, что «этот славянский тип был, в сущности, не чем иным, как украшенной волнистым орнаментом римской посудой, широко распространённой в северных римских провинциях от нижнего Дуная до Рейна. Очевидно, славянам приходилось общаться с римлянами на приграничных территориях у Дуная, когда там, в 1-4 веках употреблялся этот тип керамики, который и был заимствован славянами». (Любор Нидерле, чешский археолог)».
Цитата из Любора Нидерле, приведённая Бузиной, свидетельствует, что в начале 20 века многие учёные имели весьма разноречивые представления о Триполье. Особенно это касается датировок: время существования раннего славянства – начало первого тысячелетие нашей эры, а время существования Трипольской культуры – 5-3 тысячелетия до нашей эры. Упадок Триполья отделён от возникновение ранних славян двумя тысячелетиями(!), поэтому, как трипольская керамика может быть славянской, а древнеримская провинциальная – трипольской, не понятно.
Трипольская культура является энеолитической. Её носители, земледельцы и скотоводы, жили в 5-3 тысячелетиях до нашей эры между Юго-Восточной Трансильванией и Днепром, принадлежали, скорее всего, к средиземноморской ветви европеоидной расы (а протославяне – к среднеевропейской, с примесью скандинавской). Поселения Трипольской культуры обычно располагались на лессово-чернозёмных плато и имели значительную площадь. Большие земляные жилища строились из дерева и хорошо обожженной глины, внутри они были разделены на отдельные помещения, имевшие свои печи. На поселениях жилища располагались по кругу или овалу, иногда несколькими кругами. Наряду с мотыжным и пахотным земледелием, у трипольцев было развито животноводство (разводились быки, овцы, козы, свиньи); важную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство. Известны трипольские орудия из кости – шилья, проколки, крючки для вязания, гребни для расчёсывания волос. У трипольцев были широко распространены изделия из меди. Глиняную посуду они изготавливали без помощи гончарного круга. Расписной орнамент на керамику наносился тремя красками – белой, жёлтой и красной. Орнамент имел вид спиралей, кругов, волнообразных лент. Иногда на трипольской керамике встречаются изображения животных и человека. У трипольцев было развито ткачество, о чём свидетельствуют находки – отпечатки тканей на днищах сосудов, глиняные пряслица и обугленные нитки из конопли. Известны трипольские захоронения, как курганные с кромлехами, так и бескурганные. Скелеты в них были найдены скорченные или вытянутые, иногда у трипольцев практиковалось трупосожжение.
Национально сознательные исследователи считают, что трипольцы строили огромные протогорода, которые сжигали раз в 60 лет в ритуальных целях. И что протогорода эти были столь «велики» и «прекрасны», что не можно глаз отвесть. Да, свои поселения трипольцы действительно сжигали, но не из религиозных соображений, а из-за страшной антисанитарии. Пищевые и прочие отходы они часто сливали прямо на улицу. Свои, так сказать, города они строили из соломы и глины, жителей в них было максимум 10-15 тысяч человек. Такие поселения, напрочь лишённые каменных построек, на город «не тянут».
Социальным строем трипольцев был матриархат. У них отсутствовал культ мужского начала, они не поклонялись мечу, в их обществе, по-видимому, мужчина играл в экономическом и политическом отношении второстепенную роль. Эти обстоятельства отнюдь не сближают трипольцев с индоевропейскими племенами (предками славян), являвшимися носителями патриархальных отношений, обожествлявшими оружие и мужскую власть в обществе и семье.
Увы, но трипольская культура к предкам протославян не имеет никакого отношения. Во времена существования Триполья наша родословная не прослеживается.
Что же касается «гениальных» изобретений, якобы сделанных трипольцами ещё в те древнейшие времена, когда даже египетских пирамид не существовало, то это вымысел чистой воды. Сверхспособности трипольцев – это миф, придуманный национально свидомымы историками, с целью польстить своим генеалогическим инстинктам. Конечно, происходить от «титанов» куда приятнее, чем от дикарей времён матриархата.
Трипольская археологическая культура является местной разновидностью культуры Кукутень, распространённой на большой части юго-восточной Европы в 5-3 тысячелетиях до нашей эры. Ни чем «сверхъестественным» от других матриархальных обществ она не отличалась. Так что националистические спекуляции на исключительности трипольцев не имеют под собой никаких оснований.
31.07.2007. Павел Иванов-Остославский