Херсонская Духовная Консистория сообщает…
Духовная Консистория- это управление, занимающееся церковными делами и состоящее в распоряжении руководителя епархии(епископа, архиепископа или митрополита). До революции 1917 года функции Духовной Консистории в России были достаточно широки. Эта организация являлась, и секретариатом, и архивом, и органом надзора, контролирующим профессиональную деятельность священников, а также служителей приходов, не рукоположенных в священный сан. Консистория подчинялась только руководителю епархии, Священному Синоду и Государю Императору Всероссийскому как представителю высшей державной и духовной власти.
В наше время документация, находившаяся в Херсонской Духовной Консистории, хранится в Государственном архиве Херсонской Области.
Документы Херсонской Духовной Консистории- это важнейший источник изучения прошлого Новороссийского края. За старинными бумагами, написанными скупым на эмоции казенным языком, стоят человеческие судьбы, счастливые, трагические, необычные.
В отличие от западноевропейского католицизма, русское православие относилось к представителям других религиозных конфессий весьма лояльно. Оно проявляло определенную терпимость даже к собственным протестантам- старообрядцам, которые подвергались серьезным преследованиям только в первые десятилетия церковного раскола. Естественно, что иноверцы, видя в Греко-российской вере мощную духовную опору, переходили в православие, тем более, что это в определенной степени облегчало карьерный рост. На имя архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Гавриила приходило немало посланий от иноверцев различных сословий и национальностей с просьбой принять их в православие.
В архивах Херсонской Духовной Консистории хранится рапорт от 17 декабря 1835 года, написанный протоиереем Михаилом Жуковским для отчета перед начальством. В данном документе священник сообщает следующее:»Я запрашивал майора Елисаветградского гусарского полка Ваулина, не против ли он, чтобы жена его денщика Григория Кизины Анастасия, по ее же прошению перешла из Греко-униатского вероисповедания в православие». Майор Ваулин ответил, что никаких сомнений у него по данному вопросу нет, поэтому 1 декабря 1835 года Анастасия Кизина была крещена в греко-российскую веру.
Стать православным захотел и татарин Перекопского уезда села Чиджут Аджи-Келди-Бакиев. Прошение с просьбой окрестить его Бакиев направил на имя архиепископа владыки Гавриила.
В архиве Херсонской Духовной Консистории хранится еще один документ, иллюстрирующий процесс перехода иноверцев, живших в Таврическом крае, в русскую православную веру.- Рапорт «Полковой командир Елисаветградского уланского(бывшего Херсонского пикинерного- прим. автора)полка полковник Ляссотович, сообщив мне, что вверенного ему полка рядовой из евреев Шимон Кацмар изъявил желание принять християнскую веру, и просит распоряжения моего о предписании кому следует окрестить его, в следствие чего предписывал я старшему священнику Фоме Сорокину, чтобы он научил того Шимона Кацмана молитвам веры, десятисловию и прочему христианскому благочестию, а также наставил бы его в догматах православной веры и по надлежащим испытании его при бытности чиновников, если оный Кацмар докажет успехи во всяких выученных им предметах и сохранит истинное расположение к христианству, то удостоить бы его священного крещения. Мая 14 дня, 1835 года. Благочинный протоиерей Михаил Жуковский. В результате Шимон Кацман был крещен и наречен в святом крещении Николаем».
Духовная Консистория часто являлась не только так сказать «законодательным органом», но и «исполнительным». Она выполняла предписания вышестоящего начальства- владыки, Священного Синода и Императора. Одним из самых интересных документов подобного рода является дело о незаконной женитьбе поручика фон Радена Второго и девицы Шабельской.
23 Июля 1856 года Правительственный Сенат по предложению господина исполняющего обязанности обер-прокурора Священного Синода, тайного советника Александра Ивановича Карасевского слушал дело священника Петра Веселовского и дьячка Капустинского Харьковской епархии, совершивших брак поручика фон Радена второго с дочерью генерала от кавалерии Шабельского без разрешения начальства и против воли родителей невесты. «Между тем получено от господина генерала от артиллерии Сухазанета уведомление, что родители жены сего офицера, как донес ныне инспектор резервной кавалерии, с благодарностью приняв высочайшую милость, предоставлявшую им взыскание с виновной дочери, и пользуясь монаршим милосердием, оставляют дочь свою без всякого преследования». Генерал-майор корпуса жандармов Богданович, на которого было возложено расследование этого дела, сообщил управляющему 3-им отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, что фон Раден решился на похищение девицы Шабельской не только с согласия невесты, но и по ее настоятельной просьбе. Поскольку родители невесты своего согласия на брак не дали, противозаконное венчание стало для молодых единственной возможностью соединиться. Выехать из Харькова(где и началась вся эта история) влюбленным помог адъютант бывшего местного генерал- губернатора Кокошкина поручик Гринев. Сообщниками тайно брачующихся и свидетелями венчания были брат жениха поручик фон Раден Первый и лейтенанты военно-морского флота Монгинари и Шостенко. Брак совершили священник села Князевки Павлоградского уезда Петр Веселовский и дьячек Капустинский.
Побывав на приеме у генерал-майора жандармерии Богдановича, Шабельская-мать заявила, что не откажет своей виновной дочери в полном прощении только в том случае, «если увидит искренность ее раскаянья».
Резолюция Государя Императора Александра Второго по этому делу была следующей:»Если родители простят дочь, то Радена, не предавая суду, арестовать на месяц, а всех соучастников на 2 недели. В противном случае предать всех военному суду».
Военный министр сделал запрос на имя обер-прокурора Священного Синода с просьбой определить меру наказания священнослужителям, принимавшим участие в этом деле, должны ли они быть наказаны в той же мере, что и светские лица? 2 Июля 1856 года Священный Синод постановил:» Предоставить(и было предоставлено) господину исправляющему должность обер-прокурора Священного Синода, тайному советнику Александру Ивановичу Карасевскому уведомить военного министра, что по мнению Священного Синода поступок священника Петра Веселовского и дьячка Капустинского не подлежит оставлению без надлежащего обсуждения в Духовном ведомстве, и в том случае, если родители вступившей в брак с поручиком фон Раденом дали ей прощение, и что во всяком случае взыскание с Веселовского и Капустинского должно последовать по назначению Духовного начальства».В дальнейшем Священный Синод поручил Екатеринославскому, Херсонскому и Таврическому архиепископу и Духовной Консистории тщательно расследовать роль духовных лиц в этом деле и наказать по справедливости.
Несмотря на все попытки властей и родителей Шабельской-дочери разлучить влюбленных, все кончилось совсем не так, как судило-рядило об этом общественное мнение. Шабельские простили дочь, однако с фон Раденом она так и не рассталась. От мужа у нее родился ребенок. Брак поручика фон Радена Второго и генеральской дочери Шабельской в конце концов был признан законным.

25.11.2006. Павел Иванов-Остославский